Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Поведение России не может не настораживать

СМИ Белоруссии о России, 15-21 ноября

© East News / Titov/Laski DiffusionЖенщина читает газету на улице Минска
Женщина читает газету на улице Минска
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Трендом недели белорусских медиа стал кризис российского рубля и последовавшая за ним «стыдливая полудевальвация» белорусского рубля (то есть введение 30-процентного налога на покупку валюты). Кроме того, как «черная метка» восприняты слова чрезвычайного и полномочного посла РФ о том, что Александр Лукашенко вряд ли примет участие в выборах-2015.

Российский рубль ударил в спину

«Белорусские предприятия готовы „сложиться в гармошку“ под грузом неплатежей, долгов, неликвидов и складских запасов. Главные причины — резкое снижение спроса на белорусские товары в России и падение российского рубля. ... Белорусских производителей „добивают“ девальвация российского рубля и общий спад деловой активности в России», — отмечают «Белорусская деловая газета» (15.12, 19.12) и Naviny.by (16.12, 19.12).

Аналитик Naviny.by (19.12) полагает, что за просчеты руководителей страны расплачивается белорусский терпеливый «народец». Он пишет: «Недавно вслед за восточными соседями многие у нас млели от восторга, что "Крым наш". Не просчитывая на два хода вперед: Запад не простит агрессии, начнет валить российскую экономику, а за ней ляжет и наша. Россия расплачивается, по крайней мере, за имперские замашки. А наш "народец" за что? За привязку страны к сырьевой, коррумпированной и агрессивной восточной соседке. И за то, что позволяет вить из себя веревки. Так что если смотреть в корень, то все эти сборы-поборы на самом деле — налог на политическую инфантильность белорусов».

Александр Лукашенко всерьез намерен требовать ясности от руководства России в двусторонних отношениях, — сообщают Naviny.by (16.12). «Поведение нашего восточного родного брата не может не настораживать», — заявил белорусский президент на заседании Совета безопасности. Он хочет встретиться с Путиным, чтобы «выяснить, зачем нужна такая политика Российской Федерации в отношении Белоруссии». Он отметил, что удар по белорусской экономике пришелся «в спину» — со стороны союзника.

Анализируя причины девальвации российского рубля, газета «Советская Белоруссия» (17.12) констатирует, что «нынешний резкий обвал российского рубля — это всего лишь „красный поплавок“, сигнализирующий, что рубль в своем падении достиг дна». Но одновременно это шанс «на создание мощных экономических кластеров совместно с партнерами по Евразийскому союзу». Для развития союзных программ, таких, например, как принятая этой весной российско–белорусская программа по развитию совместного аграрного рынка.

В прогнозах девальвации бензина в 2015 году эксперты «Завтра твоей страны» (16.12) преобладает мнение о предстоящих конфликтах России и Белоруссии, связанных с тем, что девальвация российского рубля приведет к снижению цены и на продукт белорусский нефтянки. «Если Белоруссия уменьшит объемы экспорта бензина, то и Россия может пересмотреть свои обязательства, — считает Евгений Прейгерман. — Однако сейчас, учитывая бонусы, которые Минск выторговал за ратификацию документов о создании ЕАЭС, Кремль может оказаться более принципиальным в отстаивании своих интересов». Экономист Лев Марголин также не исключает, что «Кремль может использовать в качестве аргумента нефтяной вентиль».

Рассуждая о вероятности выхода «из ловушки Газпрома», «Завтра твоей страны» (16.12) отмечает, что «конкурентное преимущество в цене на газ не подталкивает белорусские власти проводить реформы. (По разным оценкам РБ получает 15-16% ВВП за счет энергетических субсидий со стороны России — ред.). «Белоруссия, не развивающая энергетический сектор, попала в ловушку, в которой оказываются страны, получающие сверхдоходы или сверхэкономию от энергетических ресурсов».

«Белорусская продукция возвращается на российские прилавки. Последнее слово остается за Евразийской экономической комиссией, — сообщает «Звязда» (16.12). Приводятся слова члена Совета Евразийской экономической комиссии Сергея Румаса о том, что «Россельхознадзор превысил свои полномочия. При возникновении подобной проблемы ее нужно было рассмотреть сначала на уровне вице-премьеров, затем премьер-министров, и только после этого могло приниматься решение об ограничении поставок».

Аналитик газеты «Новы час» (18.12) ставит вопрос о том, положит ли «торговая война» между Белоруссией и Россией конец Таможенному и Евразийскому союзам? Текущий конфликт может закончиться быстро, но вскоре «в Белоруссии появится свой Онищенко и свой Данкверт. Государственный санитарный врач Республики Беларусь получил полномочия запрещать ввоз в республику „некачественной“ продукции. Единственный вопрос: чем такие „войны“ закончатся в политическом плане? Превратится Таможенный союз и ЕАЭС в СНГ, который существует только на бумаге?»

Российскую позицию озвучил посол

Опубликовав отчет о пресс-конференции посла РФ в Белоруссии Александра Сурикова, Naviny.by (17.12) обращают внимание на следующее признание российской стороны: «мы забыли, что находимся в интеграционном пространстве. Санкции вводились только против России, а не против Казахстана и Беларуси… Нам предстоит пройти еще серьезную школу понимания того, что мы работаем вместе в области экономики и находимся все вместе в Евразийском экономическом союзе».

Политологи усмотрели «черную метку» в «нетрадиционных словах» российского посла, выразившего сомнение в том, что Александр Лукашенко примет участие в президентских выборах 2015 года. «Кремль таким образом ответил на недавние резкие высказывания главы Белоруссии об угрозах со стороны «восточного родного брата». Это не случайный экспромт, а звоночек из Москвы», — считает Александр Класковский (Naviny.by, 20.12).

Кто и под чью дудку пляшет

В сообщении Товарищ.online (18.12) о предстоящих заседаниях Совета коллективной безопасности ОДКБ и Высшего Евразийского экономического совета, отмечается, что «Путин прислушался к Лукашенко» и в этой повестке дня отсутствует заседание Высшего государственного совета Союзного государства, поскольку против подобной «кучи» резко высказался белорусский руководитель. Это — «новая победа белорусского президента», считает обозреватель. В продолжение темы аналитик Naviny.by (18.12) также отмечает наличие серьезных противоречий между союзниками и в экономике, и во внешней политике. «Белорусское руководство, похоже, осознало, что слепое следование в фарватере внешней политики России сегодня существенных дивидендов не принесет (скорее наоборот), и пытается занять более отстраненную позицию».

Говоря о вновь появившемся прозападном векторе белорусской внешней политики, политолог отмечает участившиеся контакты Минска с Западом («Наше мнение», 15.12), при этом он обращает внимание, что «в ходе беседы состоялся обмен мнениями по проблемным вопросам в отношениях Республики Беларусь и Российской Федерации». Подобные «проблемные вопросы» между «ближайшими союзниками» с завидной регулярностью возникают уже давно, однако как-то не припоминается, чтобы прежде широкую общественность информировали об обсуждении их с европейскими представителями. Тем самым было, по сути, подтверждено, что обстановка на восточном фронте складывается, мягко говоря, не особенно благоприятно».

Отзвуки заявлений Путина

Оценивая пресс-конференцию Владимира Путина, газета «Советская Белоруссия» (19.12) отмечает, «все приготовились услышать новую антикризисную программу, основанную на всех тех политических изменениях, которыми был так богат нынешний год».

Однако Владимир Путин сказал об этой программе действий одним коротким словом — приспосабливаться. То есть «никакого «своего пути» в нашем взаимосвязанном мире нет, и каждый должен приспосабливаться, подстраиваться под другого, работая вместе.

Анализируя публикации иностранных медиа на тему отказа России от строительства «Южного потока» через Болгарию, газета «Новы час» (17.12) отмечает, что лейтмотивом был тезис о том, что это попытка «давления на Болгарию», шантажа премьера Бойки Борисова и дискредитации европейской политики на Балканах со стороны России. «„Южный поток“ уже давно стал политическим, а не экономическим проектом. Нет никаких сомнений, что газопровод используется Путиным в качестве инструмента политического давления в большой игре вокруг Украины».