Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Арабские СМИ: «Химия» в отношениях между Москвой и Каиром

Обзор публикаций о России, 6 — 12 февраля

© AP Photo / Amr NabilСириец читает газету на рынке в Дамаске
Сириец читает газету на рынке в Дамаске
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В центре внимания арабской и, прежде всего, египетской прессы был визит Владимира Путина в Каир, основной целью которого журналисты признали стремление показать, что Россия вернулась на Ближний Восток, что она не то государство, которое можно игнорировать, и что мировому сообществу придется учитывать ее мнение.

Автор статьи в al-Ahram (10.02) написал, что «стратегическое партнерство Египта и России является не только их общим желанием, но и необходимостью», поскольку на обе страны сейчас оказывается давление со стороны Запада. Египет рассчитывает на то, что Россия поможет ему укрепить его позиции на международной арене, а Россия — на то, что Египет «откроет ей двери» в страны Персидского залива и, в целом, укрепит ее позиции на Ближнем Востоке.

В газетах отмечался горячий прием, который был устроен Путину в Каире. Журналисты наперебой расхваливали российского президента как политика и как человека. Визит начался с посещения им Каирской оперы, где в честь приезда высокого гостя был устроен концерт и показана видео-хроника с открытия Ассуанской плотины. Египетские журналисты писали, что это мероприятие должно было продемонстрировать глубину российско-египетских отношений, подчеркнуть историческую роль России для Египта и растопить лед, образовавшийся за последние 30 лет не слишком интенсивного сотрудничества двух стран. Теперь отношения Москвы и Каира перешли на новую стадию. Российские флаги и портреты Владимира Путина, украшавшие улицы Каира в течение нескольких дней, свидетельствовали о серьезности намерений египетского народа в отношении России.

Во многих публикациях отмечалось сходство между египетским и российским президентом. Автор статьи в газете Al-Akhbar (11.02) писал о «химии» в отношениях Владимира Путина и Абдель Фаттаха ас-Сиси, объясняя взаимное притяжение общими чертами в биографиях двух президентов: оба родились в 50-е годы, работали в разведке, возглавили свои страны в сложное время, смогли спасти их от дезинтеграции и экономического коллапса и вернуть им международный престиж. Отмечалась даже внешняя схожесть Путина и ас-Сиси, в частности, их одинаковый рост. По мнению журналистов этот «человеческий фактор» может также способствовать сближению российского и египетского президентов, а, следовательно, и их стран.

Многочисленные соглашения, заключенные за время двухдневного визита Путина в Каир, можно разделить на три больших группы: военную, экономическую и политическую.

Что касается военного аспекта, то здесь важнейшим итогом стало решение двух стран вместе бороться с террористической угрозой. При этом подчеркивалось, что Египет больше не намерен полагаться в этом на США, про которых он недавно узнал «страшную правду»: они не только поддержали «Братьев-мусульман» после их прихода к власти, но и спонсировали терроризм. На этом фоне Москва выгодно отличается от Вашингтона. Журналисты напоминали, что организация «Братья-мусульмане» была признана в России террористической и до сих пор таковой остается.

Частью российско-египетской стратегии борьбы с терроризмом также стали контракты на поставку оружия. Неоднократно упоминалось о том, что российское оружие в Египте призвано дополнить или даже заменить американское. Интересно, что в подарке Путина египетскому президенту — автомате Калашникова — египтяне увидели символ такого сотрудничества (al-Wafd, 10.02). Египтяне также отдали должное богатому опыту России в борьбе с терроризмом, положительно оценив результаты двух чеченских кампаний.

В экономической области было подписано соглашение о развитии торговых отношений, направленное на то, чтобы снизить для России ущерб от западных санкций. В частности, стороны договорились о том, что Египет будет поставлять в Россию овощи и фрукты, а она ему — пшеницу. Было объявлено о намерениях создать зону свободной торговли между Египтом и странами Таможенного союза, сделать район Суэцкого канала российской промышленной зоной, развивать сотрудничество в области энергетики, в том числе и атомной (строительство атомных электростанций, инвестиции в газовый сектор) и, наконец, немаловажным для Египта стало подписание меморандума о развитии туристических отношений.

К сфере международной политики можно отнести намерение России и Египта сотрудничать по таким ближневосточным проблемам, как палестино-израильские отношения, сирийский кризис, ситуации в Ираке и Ливии. При этом подчеркивалось, что точки зрения двух стран по основным вопросам совпадают.

Анализируя итоги визита, эксперты задавались вопросом, как сближение России и Египта отразится на их отношениях с США и странами Персидского залива. Многие увидели в визите Путина «предостерегающее послание США» и стремление продемонстрировать то, что Россия продолжает играть на Ближнем Востоке важную роль и «не позволит, чтобы он стал лакомым куском для Америки» (al-Wafd, 11.02).

Автор статьи в al-Ahram (9.02) считает, что отношения США и Египта находятся в кризисе с момента американского вторжения в Ирак, но у президента Хосни Мубарака не хватало смелости порвать их или изменить. Это объясняет и тот факт, как легко Барак Обама «отрекся» от Мубарака во время событий арабской весны. В отличие от Мубарака, президент Ас-Сиси пытается добиться независимости своей страны от внешних сил, но в то же время отнюдь не намерен портить свои отношения с Западом. Он просто пытается построить «сбалансированную» внешнюю политику и развивать отношения со всеми государствами, особенно таким важным, как Россия. Не следует забывать и о том, что Египет переживает экономический кризис и нуждается в помощи более сильных государств.

Американцы, судя по всему, также не склонны были расценивать этот визит как «вызов» России. Подобные мнения опровергла процитированная в прессе представитель Госдепартамента США Дженифер Псаки, заявившая, что «США не обеспокоены» намерением России и Египта развивать стратегическое партнерство, в том числе и в сфере атомной энергетики.

А эмиратская al-Bayan (11.02) привела слова зампомощника президента США по национальной безопасности Бена Родса, назвавшего отношения США с Египтом «уникальными» и выразившего сомнения в том, что России удастся занять их место. Ливанская an-Nahar (12.02) также выразила сомнения по поводу перспектив российско-египетского сотрудничества, отметив, что все достигнутые на словах и бумаге договоренности пока не начали претворяться в жизнь.