Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
СМИ Скандинавии и Финляндии: Рогозин — путинский провокатор

Обзор публикаций о России, 14 – 22 апреля

© flickr.com / mallolНорвежская газеа Aftenposten
Норвежская газеа Aftenposten
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
СМИ Скандинавии и Финляндии оживленно обсуждают поездку вице-премьера Дмитрия Рогозина на Шпицберген и вызов российского посла в МИД Норвегии. Другая важная тема недели — результаты парламентских выборов в Финляндии в свете отношения различных партий к России, ЕС и НАТО. СМИ Дании предупреждают о готовящейся атаке комиссии ЕС по конкуренции на Газпром.

Сенсацией недели стала поездка вице-премьера Дмитрия Рогозина на Шпицберген, собравшая более 100 публикаций только в норвежских СМИ. На это событие откликнулись и соседние страны (Ekstra Bladet, 21.04, Дания; JydskeVestkysten, 21. 04, Дания; Dagens Nyheter, 21.04, Швеция; Aftonbladet, 21.04, Швеция; TV2, 19.02, Дания; Västerbottens-Kuriren, 19.04, Швеция).
Первой сообщила новость газета Barents Observer (18.04), выходящая в Киркенесе на английском и русском языках (с разным содержанием).

Многие СМИ приводят сообщения о том, что посол России вызван в МИД. Национальная телерадиокомпания NRK (20.04) публикует интервью с послом Вячеславом Павловским, который считает, что «Норвегия слишком сильно беспокоится из-за поездки Рогозина на Шпицберген». Посол пояснил, что «российский вице-премьер вовсе не планировал заранее поездку на Шпицберген, он был на пути к Северному полюсу… и совершил посадку в Баренцбурге исключительно ввиду сложных погодных условий». «Мы хотим быть друзьями и добрыми соседями, заверил нас улыбающийся посол», продолжает NRK (20.04).

Со своей стороны, министр иностранных дел Норвегии Бёрье Бренде (Børge Brende) также отметил, что «Норвегия стремится к хорошим отношениям с Россией…, и мы не намерены нагнетать напряженность…». Однако «теперь правила будут изменены, и пусть ни у кого не будет сомнений в том, что объявленные санкции так же касаются Шпицбергена, как и материка», заявил он (NRK, 20.04). В другом интервью министр Бренде пообещал, что «Норвегия как член НАТО готова иметь дело с возросшей военной активностью России в Арктике» (NRK, 20.04).

Известный своим критическим отношением к России комментатор газеты Dagbladet (21.04) Мортен Странд (Morten Strand) назвал вице-премьера Рогозина «путинским провокатором». «Рогозин определенно знал, что делает, когда писал в Твиттер из российского шахтерского поселка Баренцбург, — считает работающий сейчас в Петербурге Странд. — России давно не нравится договор по Шпицбергену и норвежский суверенитет над архипелагом, и Рогозин нужен, чтобы открыть новый внешнеполитический фронт, — он занимается такими делами на протяжении всей своей карьеры» (Dagbladet, 21.04).

В редакционной статье той же газеты вице-премьер Рогозин назван «отъявленным ястребом, националистом и нарушителем спокойствия». В комментариях читатели отмечают, что «сомнительные дипломатические способности Нобелевского лауреата Обамы создали столь стремительно ухудшающуюся обстановку в мире» (Dagbladet, 21.04). И — в связи с заявлением Рогозина о том, что «мы пришли в Арктику навсегда и сделаем ее нашей» — вспоминают 1931 год, когда Норвегия едва не объявила войну Дании из-за Восточной Гренландии (NRK, 20.04).

Эксперт Норвежского института международных отношений Столе Ульриксен (Ståle Ulriksen) уверен, что «все это — часть чего-то большего… и должно рассматриваться в контексте отношений России и Запада за последние полтора года; Рогозин отпускает оскорбительные замечания относительно реакции Норвегии, ясно, что это способ создать самый серьезный кризис в отношениях между Россией и Норвегией со времени «дела траулера Электрон» в 2005 году» (TV2 Norge, 20.04).

Директор Института Фритьофа Нансена (Fridtjof Nansens Institutt) Гир Хённеланд (Geir Hønneland) считает, что поездка российского политика из санкционного списка на Шпицберген — «это вызов Норвегии», хотя «формально он ничего не нарушил… — кто угодно и откуда угодно в мире может приехать на Шпицберген без визы» (NRK, 20.04).

Одновременно старший научный сотрудник того же института со специализацией по России Арилд Мо (Arild Moe) признает, что «если кто-то летит на Шпицберген прямым рейсом, то Норвегия мало что может сделать для ужесточения въездной политики». Эксперт не уверен, что поездка Рогозина получила одобрение «сверху»: «Он больше всего стремится к саморекламе, и, чем больше шума поднимет Норвегия, тем больше очков наберет Рогозин дома». Он не уверен и в том, что «Россия действительно подвергает сомнению суверенитет Норвегии над Шпицбергеном»: «Поездка Рогозина бросает вызов норвежской политике санкций, а вовсе не суверенитету» (NRK, 21.04).

Другой эксперт, Тор Букволь (Tor Bukkvoll) из Института оборонных исследований Норвегии (Forsvarets forskningsinstitutt) также склонен считать эту поездку собственной инициативой Рогозина и «стремлением натянуть нос НАТО» (NRK, 21.04). Однако он призывает «со всей серьезностью отнестись к заявлениям вице-премьера правительства нашего могущественного соседа» (NRK, 21.04).

Телерадиокомпания NRK (21.04) публикует большое интервью с директором работающей в Арктике логистической компании Pole Position Терье Аюневиком (Terje Aunevik). По его мнению, Норвегии стоит беспокоиться, но вовсе не из-за того, что Рогозин приземлился на Шпицбергене. Он отмечает, что «российские высокопоставленные политики все чаще стали ездить на Северный полюс, … и это символизирует, что Россия была, есть и будет крупной арктической державой. Зато Норвегия в Арктике отстает, и это в то время, когда другие нации рвутся вперед!» (NRK, 21.04).

Несмотря на историю с посещением вице-премьером Рогозиным Шпицбергена, политики Северной Норвегии продолжают выступать «за наведение мостов». «Диалог — наше главное оружие, — заявляет на конгрессе Рабочей партии лидер городской организации Тромсё Сесилия Т. Мюрсет (Cecilie T. Myrseth). — Россия — трудный сосед, но мы должны научиться жить с ним». Мюрсет подвергла критике высказывание министра обороны страны о том, что отношения с Россией «изменились навсегда». Приграничное сотрудничество, по ее мнению — путь к такому диалогу. (NRK, 17.04).

Другой важной темой недели стали парламентские выборы в Финляндии в свете отношения различных партий к России, ЕС и НАТО. «Выборы показывают резкое различие между столицей и остальной Финляндией, — пишет обозреватель газеты Hufvudstadsbladet (22.04) Стефан Лундберг (Stefan Lundberg). — Мы в Хельсинки не выбирали этого консервативного протестанта в премьер-министры!» Не меньший скептицизм показывает другой автор того же издания Сюзанна Гинман (Susanna Ginman): «Юха Сипиля — это „чистый лист“; мы не знаем, что за премьер-министра получила Финляндия в его лице» (Hufvudstadsbladet, 20.04).

Согласно предвыборным опросам, большинство шведскоговорящих финнов предпочли бы видеть у власти коалицию буржуазных партий, состоящую из Партии Центра (KESK), Национальной коалиции (KOK) и Шведской народной партии (SFP). Однако «красноватая» коалиция — Партия Центра, Социал-демократическая партия (SDP) и Шведская народная партия также имеет определенную поддержку (Hufvudstadsbladet, 16.04).

СМИ комментируют распределение мандатов в победившей на выборах Партии Центра: «Депутаты-ветераны покидают финский парламент» (Yle, 20.04). Паула Лехтомяки (Paula Lehtomäki), которой прочили пост лидера партии, потеряла свой мандат, так как от Хельсинки партия получила только одно место в парламенте, и его занял другой известный ее представитель, бывший еврокомиссар по вопросам расширения ЕС и финансам Олли Рен (Olli Rehn). Предполагается, что против Лехтомяки сыграл тот факт, что она — председатель Общества дружбы с Россией. Однако другой ветеран, положительно настроенный к России — Пааво Вяйрюнен (Paavo Väyrynen) — вновь избран в парламент от Лапландии.

В СМИ Швеции в свете выборов в Финляндии широко обсуждалась «декларация министров пяти северных стран» (Aftenposten, 10.04) и позиция Карла Хаглунда (Carl Haglund) как министра обороны и как лидера партии шведскоговорящих финнов. Газета Svenska Dagbladet (19.04) приводит высказывание ставшего премьер-министром страны лидера Партии Центра Юхи Сипиля (Juha Sipilä): «Это была совершенно ненужная провокация. Не думаю, что Хаглунд поступил очень умно. Возможно, это не была сознательная попытка ухудшить наши отношения с Россией, но это определенно была ошибка».

СМИ северных стран с огорчением восприняли сообщение российского МИДа о том, что министр Лавров не примет участие в сессии Арктического совета (Politiken, 17.04, Дания; NRK, 17.04, Норвегия). По мнению профессора Хальварда Тьельмеланда (Hallvard Tjelmeland) из Арктического университета в городе Тромсё, «для России Север всегда был  своего рода витриной, с помощью которой она демонстрировала свое стремление к сотрудничеству и цивилизованному разрешению конфликтов» (NRK, 15.04).

СМИ Дании, традиционно сконцентрировавшиеся на экономической тематике, отметили работу своей соотечественницы в ЕС: «Следующим объектом атаки еврокомиссара по конкуренции Маргрете Вестагер (Margrethe Vestager) станет Газпром» (JydskeVestkysten, 22.04).

Список западных лидеров, отказавшихся приехать на празднование 70-летия Победы, пополнился руководителями Исландии. Офис президента Гримссона (Ólafur Ragnar Grímsson) сообщает, что он не поедет (Vísir, 18.04) и даже не получал приглашения, а премьер-министр Гунлаугссон (Sigmundi Davíð Gunnlaugsson), хотя и был приглашен, но не поедет тоже (Vísir, 18.04). По совпадению как раз за день до этого объявления он беседовал с Генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом (Jens Stolten­berg) (Morgunblaðið, 17.04).

В целом общественное мнение в Исландии меняется не в пользу России. Местные власти хотят пересмотреть решение о строительстве русской православной церкви в пригороде Рейкьявика, ссылаясь на протесты жителей и заявляя, что «здание церкви будет гораздо лучше смотреться на другом участке земли, а также меньше мешать транспорту» (Vísir, 21.04).

Известный экономист Торвальдур Гюльфасон (Þorvaldur Gylfason) в своей регулярной колонке вспоминает о посещении СССР в 1982 году, сравнивая сегодня «отсоединившуюся Прибалтику и присоединенную Карелию». Сравнение получается не в пользу последней — «ВВП на душу населения в странах Балтии сейчас серьезно превышает этот показатель для России, и народ Карелии, наверное, говорит себе: и мы бы так могли…». Автор напоминает, что именно Исландия стала первой страной, признавшей независимость стран Балтии (Vísir, 17.04).