В первый день после вступления в силу президентского указа к уничтожению были готовы 100 тонн французских сыров, креветок, польских яблок, помидоров и мяса. Таможенники тщательно проверяли грузовики и искали запретные плоды на складах внутри страны: и это лишь начало, ведь продовольственная революция только начинается, описывает ситуацию Newsweek Polska (6.08). Еженедельник обращает внимание на то, что в интернете распространяется адресованная Владимиру Путину, премьер-министру Дмитрию Медведеву и депутатам Госдумы петиция с просьбой позволить передавать санкционные продукты неимущим гражданам, свои подписи под которой готовы поставить тысячи россиян.
«Похоронами еды и здравого смысла» называет борьбу с запрещенным продовольствием корреспондент Gazeta Wyborcza (7.08). В безумии уничтожения продуктов просматривается, по его мнению, определенная логика: «Путин знает, что у него нет такой власти над подчиненными, которая заставит их отдавать ценные конфискованные товары детским домам или церковным столовым для бедных. Если сейчас они рапортуют об уничтожении продуктов, то тогда они с тем же рвением демонстрировали бы передачу их сиротам, а сами тайно, за взятки возвращали контрабанду владельцам». Строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения, и чтобы исключить эту необязательность остается ужесточать законы и требовать «сжигать, закапывать и давить», — подводит итог журналист.
Российское руководство поняло, что новый указ вызвал среди россиян возмущение, и теперь пытается внушить народу, будто западные продукты уничтожаются из-за их низкого качества, а попавший под бульдозеры сыр мог быть изготовленным с использованием пальмового масла «сырным продуктом», развивает тему та же газета Gazeta Wyborcza (9.08). Совсем недавно российские санитарные службы сообщали, что в 70% сыра, который производится в самой России, содержится тот же ингредиент, а в Москве даже думали о запрете на ввоз пальмового масла, но это оказалось невозможным, так как без него «молочной» промышленности пришлось бы резко ограничить мощности, и на этом фоне претензии к западным продуктам кажутся комичными, подчеркивает автор публикации.
«Уничтожение еды в стране, где миллионы людей страдают от голода — это драма. Но когда продукты уничтожает государство — это уже преступление», — пишет Rzeczpospolita (7.08). Российское руководство могло выбирать из множества решений (передать контрабандные продукты неимущим россиянам, жителям Донбасса, беженцам из Африки и Азии), однако оно избрало самый примитивный и бесчеловечный метод, указывает комментатор издания, называя сжигание продуктов питания «оскорблением цивилизованного мира» и доказательством «бездушия и примитивности Кремля, который отходит все дальше от стандартов нормальности».
Новый указ Владимира Путина противоречит и здравому смыслу, и экономическим интересам России, убежден автор публикации на портале wPolityce.pl (8.08). Может ли Россия Путина позволить себе такой экстравагантный жест, как уничтожение продуктов питания? — задает вопрос он и дает на него негативный ответ, упоминая о том, что российским аграриям не хватает средств на удобрения и инсектициды, курс рубля неуклонно снижается, а рецессия в России углубляется «изо дня в день и из месяца в месяц».
Кремль недооценил последствия западных санкций. Сейчас Россия на фоне стабильно низких цен на нефть и растущей инфляции стремительно теряет свои валютные резервы: при нынешнем темпе траты они полностью закончатся к 2018 году, рассказывает Rzeczpospolita (12.08). «В России отмечается самый резкий спад ВВП из всех крупных мировых экономик. Негласный договор, по которому Путин обеспечивал россиянам все более высокий уровень жизни взамен за отказ от политических свобод, начинает рушиться. И это опасная для российского режима ситуация», — обращает внимание экономист исследовательской компании Capital Economics Лиза Ермоленко, слова которой приводит газета.
Международная политика регулируется не категориями справедливости и честности, а выгодой, и поэтому Запад рано или поздно придет к соглашению с Москвой и возобновит с ней деловые отношения, полагает автор публикации на портале Onet.pl (10.08). Западноевропейские державы не откажутся от российских углеводородов, поскольку видят в России удобную и надежную сырьевую базу, а кроме того они не будут способствовать смене российского лидера. «Путин в качестве главы крупнейшего в мире клептократического государства — лучший из всех возможных партнеров. Обворовывая свою собственную страну, он не позволяет ей модернизироваться и превращается в лучшего гаранта того, что Россия никогда не сможет конкурировать на мировых рынках с Германией, Францией или США. Парадоксальным образом не сила, а слабость Москвы обусловливает то, что Запад ведет себя с ней недостаточно решительно», — резюмирует эксперт.
Западные санкции и снижающиеся цены на нефть привели к серьезному кризису в российском топливном секторе: российские НПЗ отказываются от необходимой им модернизации, а из-за этого уже в 2016 году на российском рынке может возникнуть дефицит топлива, предупреждает Defence.24 (11.08), ссылаясь на данные, представленные в докладе института ВНИПИнефть.
Глава компании «Роснефть» Игорь Сечин уже обращался к Владимиру Путину с просьбой оказать поддержку нефтеперерабатывающем сектору, однако, как пишет аналитик портала, в современной экономической ситуации российскому государству будет сложно ее удовлетворить, тем более что власть начала латать бюджет при помощи нефтяного сектора: в этом году в России вступил в силу так называемый налоговый маневр, в рамках которого был, в частности, повышен налог на добычу полезных ископаемых.