Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
СМИ Скандинавии и Финляндии: Исландия подсчитывает убытки

Обзор публикаций о России, 18–25 августа

© flickr.com / mallolНорвежская газеа Aftenposten
Норвежская газеа Aftenposten
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
СМИ Скандинавии и Финляндии обсуждают проблемы региона, санкции ЕС и ответные меры России. Последние особенно задевают экономику Исландии, в связи с чем в дискуссии принимают участие самые разные слои населения. Конкретные вопросы взаимодействия с ЕС отложены, однако, на более поздний срок, когда европейские чиновники вернутся после летних каникул.

Долгий летний отпуск не позволяет скандинавским СМИ сосредоточиться на какой-либо определенной теме.

Ведущие шведские газеты перепечатывают рекомендации американских экспертов о том, «как противостоять кремлевской пропаганде» (Svenska Dagbladet, 24.08) и «засадить Путина на скамью подсудимых» (Dagens Nyheter, 24.08), потому что, по словам посетившего недавно скандинавские страны американского сенатора Джона Маккейна, «Путин — это гангстер» (Svenska Dagbladet, 20.08), и, как пишут американские же журналисты, «Вашингтон недооценил Путина» (Dagens Nyheter, 22.08).

В Норвегии нашли свой способ борьбы за мир: «около 20 известных церковных деятелей собрались в часовне в приграничной области Финнмарк на молитву», после того, как «им было видение, что Россия осенью нападет на Норвегию». Не принимавший участия в этом мероприятии евангелический священник Стейнар Харила (Steinar Harila), много путешествовавший по России, считает, что Норвегии ничего не угрожает. «Во время войны русские помогли освободить Финнмарк, а потом ушли восвояси. У нас прекрасные отношения», сказал он в интервью национальной телерадиокомпании NRK (24.08). Его коллега, профессор теологии Терье Хегертун (Terje Hegertun) не понимает, как можно вообще верить этим «пророчествам»: «За безопасность отвечают государственные власти, а не церковь. А такого рода молитвы — не что иное, как бездоказательные обвинения в адрес наших соседей».

СМИ Дании потрясены намерением нового министра иностранных дел Кристиана Йенсена (Kristian Jensen) возобновить диалог с Россией: «Понятно, что Россия представляет собой серьезную угрозу… Но у нас нет такого большого подъемного крана, чтобы можно было передвинуть ее в другое место! Географическое положение России всегда останется таким, как есть, и нам нужно к этому как-то приспособиться». Предлагая диалог, министр подчеркивает, что он требуется «не для того, чтобы только сидеть и слушать, а чтобы донести до партнеров и свои соображения». Это не очень понравилось бывшему министру иностранных дел Мартину Лидегарду (Martin Lidegaard). «Уже несколько министров в ЕС пытаются завести роман с Москвой, — говорит он и советует коллеге «хотя бы согласовывать свои действия внутри ЕС». — Ведь если мы не будем действовать сообща, Путин легко одержит победу!» (Jyllands-Posten, 21.08; TV2, 21.08; The Local Denmark, 22.08).

В Финляндии новый министр иностранных дел Тимо Сойни (Timo Soini), известный евроскептик, советует теперь держаться подальше не только от реального европейского сообщества, но и от сообществ виртуальных, потому что «они ведут не туда!». В качестве примера он приводит недавний случай, когда одна группа в Facebook призывала убить лидера Коалиционной партии Александра Стубба (Alexander Stubb). «Политиков можно и нужно критиковать, — говорит Сойни, который от лица конкурирующей партии «Истинные Финны» именно этим и занимался на недавних выборах. — Но нельзя же на самом деле угрожать человеческой жизни!» (Hufvudstadsbladet, 24.08).

И только в Исландии, так и не оправившейся после кризиса 2008 года, летний отдых заменяется обменом мнениями в СМИ и блогосфере.

Но и здесь не удается ничего решить, пока из отпуска не вернутся чиновники ЕС и не начнут обсуждать возможность более свободного доступа исландских рыбопродуктов на рынок Европы. Министр иностранных дел Гуннар Браги Свеинссон (Gunn­ar Bragi Sveins­son) попробовал было обратиться в ЕС со срочной просьбой ввиду российских санкций, но получил ответ: «Ждите, все на каникулах!» (Morgunblaðið, 24.08).

Бьярни Бенедиктссон (Bjarni Benediktsson), министр финансов и лидер Партии Независимости, в большом интервью газете Morgunblaðið (21.08), как и ранее в интервью деловому изданию Viðskiptablaðið (18.08), выражает сомнения по поводу антироссийских санкций: «С какой стати мы должны во всем следовать внешней политике ЕС — мы же не состоим в ЕС!» Более того, «некоторые страны Европы выговорили себе такие условия, при которых санкции не затрагивала бы их коммерческие интересы, например, Франция изо всех сил пыталась продать России свои военные корабли, хотя потом ей и пришлось уступить давлению США и ЕС».

Обвиненный ранее коллегами в намерении «продать свою душу дьяволу, пожертвовав правами человека ради материальной выгоды» (Morgunblaðið, 17.08), а также в неприязни к ЕС и поддержке Путина (kjarninn.is, 19.08) депутат парламента от Партии Независимости Асмундур Фридрикссон (Ásmundur Friðriksson) не только не изменил эту точку зрения, но и продолжает отстаивать свою позицию в отношении России во всех СМИ. Он заметил, что мировое сообщество и ЕС «вот уже и греков хотят задушить, повесив им на шею такой же Icesave, какой был в свое время у нас [разорившийся в 2008 году исландский банк]» и «лицемерно упрекают исландцев в промысле китов, в то время как Норвегия и США делают то же самое, и в гораздо больших масштабах» (grindavik.net, 22.08).

Досталось и министру рыболовства Сигурдуру Инги Йоханссону (Sigurður Ingi Jóhannsson) — представителю Партии Прогресса, в которую входят премьер-министр и министр иностранных страны; в ходе парламентских дебатов его заподозрили в том, что «он не поддерживает санкции против России» (stundin.is, 19.08).

Польско-исландский математик Павел Бартожек (Pawel Bartoszek) ввиду своего происхождения выступает здесь экспертом по России. Он критикует Партию Независимости и считающуюся ее печатным органом газету Morgunblaðið за недостаточно жесткую позицию. «Россия может усилить давление на Исландию, воспользовавшись ее внутренними разногласиями», предостерегает он (RÚV, 19.08).

Философ Йон Олафссон (Jón Ólafsson) отмечает: «Всегда существовало два аспекта в наших отношениях с Россией — западные ценности и выгодная торговля; …мы десятилетиями состоим в НАТО и тем не менее отлично ладим с Россией». Он вспоминает, что Исландия была первой страной, официально признавшей страны Балтии после их отделения от СССР, и надеется, что она продолжит эту традицию (stundin.is, 25.08).

Бывший министр иностранных дел Исландии (1988 – 1995) Йон Балдвин Ханнибалссон (Jón Baldvin Hannibalsson) более категоричен. Именно он был тем единственным представителем Запада, посетившим Прибалтику в 1991 году и признавшим три бывшие республики СССР как самостоятельные государства. «Интересы Исландии — это не макрель! — говорит он. — Нельзя, чтобы России все сходило с рук». Ханнибалссон придерживается мысли о том, что «без Украины Россия — уже не империя», а вообще «Буркина Фасо с ядерным оружием» (Pressan, 20.08).

Профессор неврологии и предприниматель Кари Стефанссон (Kári Stefánsson), создатель генетической базы данных, охватывающей практически все население Исландии, также призывает не поступаться принципами и пренебречь последствиями российского эмбарго. «Сегодня главный источник дохода страны — туризм. Людей привлекает чистая, прекрасная страна и чистые, прекрасные люди. Если мы перед лицом всего света пожертвуем своим достоинством ради русских денег, то превратимся в жалкий, никому не нужный холодный остров» (Morgunblaðið, 22.08). (Компания Стефанссона DeCode Genetics, разорившаяся после кризиса 2008 года, в 2012 году вошла в состав американской биотехнологической компании AMGen – ред.).

Предложенную доктором перспективу несколько омрачает тот факт, что при «рекордном потоке туристов в 2015 году именно туристы из России тратят в Исландии больше всех — 1425 евро на человека, обойдя швейцарцев и норвежцев» (Iceland Monitor, 19.08).

В это время небольшие города, существующие в основном за счет экспорта морепродуктов, подсчитывают убытки. Мэр муниципального образования Фьярдабюгд (Fjarðabyggð) на востоке страны Палл Бьоргвин Гудмундссон (Páll Björgvin Guðmundsson) думает, что его рыбаки потеряют не меньше 100 миллионов крон: «Меньше работы, меньше доходов, меньше налоговых отчислений… Хотелось бы, чтобы правительство советовалось с нами, прежде чем что-то предпринимать!» (hringbraut.is, 22.08).

Коммерческие предприятия также начинают испытывать трудности: «Рыболовная компания Síldarvinnslan из-за российских санкций решила не выплачивать годовые дивиденды» (Morgunblaðið, 20.08). «Случилось то, чего мы боялись и о чем предупреждали последние месяцы, — говорит Торстейн Мар Балдвинссон (Þorsteinn Már Baldvinsson), глава Síldarvinnslan. — Нельзя ли в дальнейшем так осуждать российские действия на Украине, чтобы это не наносило ущерб нашей рыбной промышленности?..» (Morgunblaðið, 20.08).

Рупором исландского бизнеса выступает глава рыболовной ассоциации Кольбеин Арнасон (Kolbeinn Árnason). В интервью национальной телерадиокомпании RÚV он утверждает, что «правительство недооценило последствия эмбарго и не посоветовалось с представителями отрасли до того, как присоединиться к санкциям» (Viðskiptablaðið, 19.08).

Популярный блогер Эйнар Бьорн Бьярнасон (Einar Björn Bjarnason) продолжает предсказывать экономике России «крах уже в этом году» из-за падения цены на нефть. (einarbb.blog.is, 23.08). В ответ его постоянный оппонент Боргтор Йонссон (Borgþór Jónsson) берется «объяснить, что такое нефтедоллары». В еще более пространном, чем основное сообщение блога комментарии Йонссон пишет: «Когда США практически обанкротились после войны с Вьетнамом, Генри Киссинджеру пришла в голову блестящая мысль. США договорились с Саудовской Аравией (а Саудовская Аравия — с ОПЕК), что они будет продавать свою нефть исключительно за доллары, а США за это обещает на них не нападать. В результате теперь всем, кто хочет купить нефть, приходится вначале купить доллары. Американцы счастливы: все, что им надо делать — печатать побольше долларов. Шло время… Саддам Хусейн, контролировавший значительные нефтяные ресурсы, конечно, был тираном, но пострадал не за это, а потому, что решил в уплату за нефть брать евро. Потом Каддафи задумался над тем, чтобы создать специальную валюту — африканский динар — для расчетов за нефть; вскоре не стало и его. Сейчас на волосок от гибели находится человек по имени Асад. Почему? Он хотел продавать нефть в обмен на золото. К 2014 году государственный долг США достиг критической отметки... И тут явился Путин!» (einarbb.blog.is, 24.08).