Тема «номер один», затмившая все остальные, — результаты расследования по делу Александра Литвиненко, которые закончились громкими антироссийскими заявлениями. Шумиха, поднятая по этому поводу в британских СМИ, превратилась в настоящую информационную бурю на медиапросторах Туманного Альбиона.

«Литвиненко “вероятно” убили с одобрения Путина», — пишет The Times (21.01). По мнению комиссии, занимавшейся расследованием дела Литвиненко, имеется «большая вероятность» того, что его убийство «заказало ФСБ» и, «вероятно», было «одобрено» Владимиром Путиным и Николаем Патрушевым. Поскольку имя российского президента впервые появляется в материалах уголовного дела, то это лишь «усилит напряженность между Лондоном и Москвой» и дает повод Дэвиду Кэмерону «наложить новые санкции» на Россию в тот самый момент, когда Лондон «пытается перестроить отношения с Москвой для борьбы с ИГ», замечает издание.

«Путин, “возможно”, одобрил убийство Литвиненко», — сообщает The Daily Telegraph (21.01). Судья Роберт Оуэн (Robert Owen) «твердо уверен» в том, что в ноябре 2006 года Литвиненко выпил чай, в котором содержалась «смертельная доза полония-210». В уголовном деле имеются двое подозреваемых — Андрей Луговой и Дмитрий Ковтун, причем первый назвал выдвинутое против него обвинение «абсурдным».

Издание напоминает, что «бывший агент ФСБ» Литвиненко бежал в Великобританию в 2000 году и стал одним из «самых активных» критиков российской службы безопасности и президента Владимира Путина. Вдова Литвиненко, Марина, призвала британские власти «принять меры против российских агентов, действующих в Великобритании».

По словам вдовы Литвиненко, выводы судьи Оуэна о «причастности» Владимира Путина оказались для нее «неожиданными», поскольку «мало кто хотел обвинять российского президента напрямую», сообщает The Guardian (25.01). В то же время вдова Литвиненко подчеркнула, что ее борьба направлена «не против россиян», а против «укоренившегося в стране режима КГБ», сообщает издание. «Теперь пришло время для правосудия — правду не скроешь», — передает издание слова Марины Литвиненко.

Не замедлила себя ждать реакция российской стороны в отношении результатов расследования по делу Литвиненко. Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что Кремль может «подать на Великобританию в суд за клевету» на фоне утверждений о том, что «Путин приказал убить Литвиненко», сообщает The Daily Mail (26.01). Как заявил глава российского МИД, в результатах «независимого расследования», проведенного британской стороной по делу Литвиненко, содержатся «беспочвенные обвинения в адрес кремлевского руководства», при этом «множество вопросов остаются открытыми». Кроме того, Лавров предупредил, что вердикт комиссии по делу Литвиненко может «серьезно осложнить российско-британские связи».

«В адрес высшего российского руководства выдвинуты серьезные обвинения, и при этом не предъявлено ровно никаких доказательств», — приводит слова Сергея Лаврова газета The Guardian (26.01). По словам главы российского МИДа, «все выводы основаны на каких-то показаниях селективно подобранных свидетелей, лиц необъективных, либо на засекреченных показаниях». Лавров поднял вопрос о причинах смерти двух ключевых фигурантов по делу Литвиненко: российского олигарха Бориса Березовского и Дэвида Уэста (David West), которые ушли из жизни соответственно в 2013 и 2014 годах (Дэвид Уэст — владелец загрязненного полонием ресторана, в котором произошла встреча Лугового и Ковтуна — ред.).

А тем временем британская общественность «относительно спокойно» отреагировала на заявление о том, что «Кремль убивает людей на британской территории», сообщает The Independent (26.01). Как показали опросы, лишь 24% респондентов посчитали убийство Литвиненко «жестоким злодеянием», в то время как 41% — просто «имевшим место фактом», а остальные либо не смогли отнести это дело ни к одной из перечисленных групп, либо вообще не знали об убийстве. «Усталый ответ» общества несколько контрастирует с точкой зрения британских властей, резюмирует издание.

Владимир Путин «втихаря нажил себе огромное состояние», — уверяет The Guardian (26.01), опираясь на информацию, которая была представлена в фильме, показанном по телеканалу Би-би-си в программе «Панорама». По мнению газеты, Владимир Путин «потворствует шовинистическому национализму» и «тесно связан с ненасытными олигархами», такими как Роман Абрамович, которые смогли в своем время «воспользоваться экономическим хаосом в постсоветской России», чтобы извлечь для себя выгоду. Кроме того, Владимир Путин — «авторитарный лидер, нападающий на гражданские свободы и клеймящий позором лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров», сообщает газета.

Владимир Путин обладает «огромным» финансовым состоянием, поэтому он, скорее всего, является «одним из богатейших людей мира», сообщает The Independent (26.01) со ссылкой на упомянутое выше журналистское расследование, проведенное телеканалом Би-би-си. Среди прочего газета упоминает о том, что российскому президенту принадлежат «дворец стоимостью миллиард долларов», который «начали возводить в 2011 году», а также «секретные вложения» на сумму до 440 миллионов долларов. Однако Кремль все приведенные обвинения отрицает. Что касается упомянутого выше дворца, то еще в 2010 году пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заявлял, что Владимир Путин не имеет к этому строению никакого отношения, поясняет газета.

«Минфин США обвинил Путина в коррупции и растрате государственных средств», — сообщает The Daily Mail (26.01), опираясь на фильм, показанный телеканалом Би-би-си. Минфин США заявил, что «на протяжении многих и многих лет» знал о «коррупции», распространившейся при Владимире Путине.
Газета упоминает о некоем «досье», в котором содержатся данные о том, что российскому президенту будто бы принадлежит «больше двадцати дворцов и загородных домов, 58 самолетов и вертолетов», в том числе «личный самолет», в котором установлена ванная комната, оборудованная «сантехникой из золота» и туалетом «стоимостью 50 тысяч фунтов стерлингов». Кроме того, издание сообщает, что после вступления на пост президента Владимир Путин «получил от Романа Абрамовича яхту стоимостью 25 миллионов фунтов».

Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков назвал фильм, снятый Би-би-си, «чистой выдумкой и клеветой», которая не подкреплена никакими доказательствами и является «частью хорошо спланированной кампании», сообщает издание.

«Москва должна заниматься структурными реформами, а также выстроить более эффективную систему, обеспечивающую верховенство закона», — советует эмигрировавший из России экономист Сергей Гуриев в статье, помещенной в The Financial Times (24.01). С одной стороны, «прозрачная и последовательная» политика российского Центробанка, основанная на «приверженности в отношении плавающего обменного курса» создает «доверие в долгосрочной перспективе». Однако с другой стороны, если цены на нефть останутся на нынешнем уровне, и если не произойдет «изменений в движении капитала (например, в результате сдвигов во внешней политике)», то в 2016 году российский рубль продолжит падение, в результате чего, по мнению Гуриева, рубль, «потеряет еще 10% или 15% своей стоимости».

Продолжая тему экономики, The Financial Times (22.01) в другой статье касается вопроса об антироссийских санкциях. Издание приводит обнадеживающее мнение госсекретаря США Джона Керри (John Kerry), который заявил, что некоторые антироссийские санкции, введенные в связи с событиями на Украине, «могут быть сняты в течение нескольких месяцев». По мнению Керри, главное условие отмены санкций — выполнение минских соглашений. Отметив «явное изменение позиции» России в отношении урегулирования украинского конфликта, издание отмечает, что «возможными факторами, способствовавшими изменению расчетов Кремля, стали ослабление российской экономики, дальнейшее падение цен на нефть и текущие расходы на оказание поддержки восточной Украине».

Вместе с тем, по словам представителя РФ в Евросоюзе Владимира Чижова, у российской стороны вызывает беспокойство тот факт, что украинские политики «пытаются отказаться от условий минских соглашений, по-новому истолковывая их содержание и последовательность их выполнения», сообщает издание.