Пропаганда, спорт и политика
На прошлой неделе впервые в чешскую столицу с официальным визитом прибыл чешский генерал Петр Павел (Petr Pavel), который сегодня возглавляет Военный комитет НАТО. Генерал дал интервью чешскому телеканалу Česká televize. Содержание разговора, в котором речь шла преимущественно о российской угрозе, передал портал Parlamentní listy (17.06). Петр Павел, в частности, заявил, что опасность России для Запада нельзя сравнивать с опасностью, исходящей от ИГИЛ (ИГ – запрещенная в России террористическая организация – прим. ред.), потому что у исламистов, в отличие от РФ, нет потенциала для уничтожения западного образа жизни.
Глава Военного комитета НАТО также отметил, что Россия не раз давала понять, что, не колеблясь, воспользуется своим ядерным арсеналом для достижения собственных внешнеполитических целей, противоречащих нормам международного права. Кроме того, Россия с помощью пропаганды раскалывает западное общество, провоцируя у граждан ЕС недоверие к их собственным политикам. Однако НАТО не считает Россию врагом, подчеркнул Петр Павел и выразил надежду, что отношения между НАТО и Россией в будущем улучшатся.
Проблему российской пропаганды упоминает в своей статье на портале Idnes.сz (20.06) аналитик Владимир Вотапек (Vladimír Votápek). По его словам, вместо того чтобы создавать теории заговора и распространять их, России наконец стоит заняться собственными проблемами. Одной из таких важнейших российских проблем, как считает чешский аналитик, является отсталость РФ, связанная с повсеместной коррупцией, авторитарным управлением и ограниченными способностями российских политических руководителей.
Сегодня Россия, как пишет Владимир Вотапек, практически неконкурентоспособна, и в такой ситуации ее руководство стремится показать хоть какие-то успехи, пусть даже в спорте. Именно поэтому, с уверенностью отмечает аналитик, допинг в России принимается всеми и постоянно, войдя в систему. Теперь эта система разоблачена, а вместе с ней рухнули мечты многих российских спортсменов. Но винить они должны только руководство собственной страны.
О том, как тесно сегодня переплетаются спорт и политика, написал на портале Aktuálně.cz (20.06) обозреватель Мартин Фендрих (Martin Fendrych). Он возвращается к событиям на Евро-2016 в Марселе и отмечает, что российские болельщики превратили этот праздник футбола в фронт гибридной войны Кремля против Запада. Продуманные действия российских фанатов во Франции, уверен Мартин Фендрих, преследовали две цели.
Во-первых, они продемонстрировали Европе силу России, но не спортивную, а негативную и разрушительную. Во-вторых, драки в Марселе были рассчитаны на россиян, которых руководство РФ продолжает укреплять в уверенности, что Запад настроен против России, а НАТО планирует на нее напасть. Подобные кремлевские ходы и связи Кремля с неонацистскими группировками, как пишет Фендрих, Европе уже известны: достаточно вспомнить проезд «Ночных волков». Они тоже способствовали расколу в европейском обществе, вызывали беспокойство. Вывод журналист делает такой: России не нужен спорт — Путину нужна только гибридная война.
«Брексит» и российская карта
Свои опасения в связи с выходом Великобритании из Евросоюза и усилением влияния России на страны Центральной Европы высказывает Збынек Петрачек (Zbyněk Petráček) в комментарии на портале Lidovky.cz (22.06). Журналист уверен, что «Брексит» сместил бы политический, идейный и культурный центр ЕС на Восток — к Берлину, что обострило бы ситуацию для Чешской Республики. Вопрос о выборе между Германией и Россией, уверен Збынек Петрачек, обострился бы, что, в свою очередь, неблагоприятно сказалось бы на обстановке в ЧР.
О ложности какого-либо выбора между Брюсселем (или Берлином) и Москвой написал известный журналист Ефим Фиштейн (Jefim Fištejn). В статье, опубликованной на портале журнала Echo24 (21.06), он попытался опровергнуть расхожее сегодня мнение о том, что выход Великобритании из ЕС расширит влияние Москвы, значительно ослабит союз и вызовет массу проблем.
Заинтересована ли Москва в «Брексите» или нет? Этим вопросом задается комментатор радио Český rozhlas (22.06) Давид Штяглавский (David Šťáhlavský). В поисках ответа он обращается к российской прессе и заявлениям российского лидера. Штяглавский приходит к выводу, что Россия лишь изображает нейтралитет в вопросе выхода Великобритании из ЕС. За мнимой незаинтересованностью скрывается желание России добиться ослабления Евросоюза. Для своих целей РФ использует евроскептиков, популистов и националистов, и в этом свете вероятный «Брексит» только на руку России.
Даже если Великобритания покинет Евросоюз, России не придется долго радоваться. Подобное мнение на портале Svobodné fórum (23.06) высказывает Юрай Месик (Juraj Mesík). Он уверен, что «Брексит» ничего не принесет России. «Топорное стремление Кремля развалить ЕС может иметь совершенно не тот результат, который себе представляет подполковник КГБ в Кремле», — пишет чешский журналист. По его мнению, «Брексит» лишь укрепит Североатлантический альянс и еще больше сплотит оставшихся членов Европейского Союза.
Иди домой, Иван!
21 июня исполнилось 25 лет с тех пор, как из Чехословакии были выведены советские войска, которые пробыли там 23 года. Свою оценку ущербу, нанесенному пребыванием «оккупационных» войск в ЧССР, на портале Bez cenzury (21.06) дает Мирослав Вацлавек (Miroslav Václavek). По его подсчетам, современная Россия, которая остается все той же империей зла, которой был Советский Союз, должна чехам и словакам ни много ни мало 185 миллиардов 150 миллионов современных чешских крон.
При этом автор статьи, по собственному замечанию, еще не учитывает, например, миллиардного ущерба, нанесенного Советским Союзом природе Чехословакии, и упадка общества, который наступил после ввода войск. «Тогда цифры приближались бы к тем, которыми оперирует НАСА», — отмечает Мирослав Вацлавек. Однако наиболее важной и невосполнимой потерей он считает все то время, когда граждане Чехословакии не могли быть свободными из-за кабалы СССР.
Несколько иной взгляд на вопрос представил на портале Echo24 (22.06) Ондржей Штиндл (Ondřej Štindl). По его словам, чехи зачастую склонны переоценивать роль оккупационных войск в процессах, происходивших в Чехословакии после 1968 года. Штиндл считает, что, клеймя оккупантов, вины которых, конечно, никто не умаляет, многие нередко забывают о «деталях». Например, о том, что чешская элита с готовностью шла на сотрудничество с СССР, что был распространен конформизм. И даже тогда, когда Советский Союз уже трещал по швам, и угрозы применения военной силы в отношении Чехословакии не было, местное общество проявляло инертность и пребывало в летаргии.