Пауль Р. Грегори (Paul Roderick Gregory), профессор экономики Хьюстонского университета, с присущей многим американским ученым мужам категоричностью заявил в журнале Forbes (10.01), что Россия не может стать нашим другом. И объяснил это достаточно кратко, хотя и сумбурно, подведя итог вот таким образом: «Если Трамп действительно „мастер сделок“, он имеет некоторый шанс использовать эти способности, чтобы получить от Путина то, что хочет он и американский народ. Наиболее вероятный исход — это неудачные переговоры. Нет, Россия не станет другом Америки. Режим Владимира Путина базируется на том, что США — его враг номер один, в то время как Дональд Трамп не может заключать какие-либо сделки, которые вынудят его выглядеть слабым, или еще хуже — марионеткой Путина».
С профессором не согласился Тим Ройтер (Tim Reuter), молодой научный сотрудник одного из мозговых центров Вашингтона, напомнив, что «В течение обеих англо-американских войн Россия оставалась нейтральной — Александр I даже предложил посредничество во время войны 1812 года. США вернули должок, когда Англия и Франция напали на Россию в 1854 году. Во время Крымской войны (1854 — 1856), американские купцы продавали технику в Россию, врачи помогали лечить раненых и других граждан, добровольно присоединившихся к царской армии» (Forbes, 10.01).
По его мнению, «Избранный президент Трамп правильно намекает, что сотрудничество с Россией может принести пользу США. Давно пора отказаться от мысли, что вечная вражда в отношении какой-либо страны — это более, чем контрпродуктивно. Сенат должен утвердить Рекса Тиллерсона (Rex Tillerson) в качестве государственного секретаря и оставить холодную войну навсегда в прошлом».
«В ходе прошедших в США президентских выборов Москва не сделала ничего такого, чего Вашингтон не делал бы в других странах, — утверждали двое других профессоров в журнале Foreign Policy (10.01). — В действительности, активное вмешательство в политику других стран было характерной чертой США на протяжении долгого времени».
Сенату необходимо утвердить кандидатуру Тиллерсона, — такое неожиданное мнение высказала The Wall Street Journal (12.01). Газета отметила, что «его трезвый взгляд на ситуацию резко контрастировал с той шумихой, которая началась после публикации утверждений — совершенно бездоказательных — что в распоряжении России есть компрометирующая информация, касающаяся Дональда Трампа, и что Россия сотрудничала с помощниками избранного президента, чтобы повлиять на исход выборов 2016 года» (опубликованы американским интернет-ресурсом BuzzFeed – ред.).
Кандидат на пост главы ЦРУ говорит, что не будет препятствовать поискам следов российской разведки, писала The New York Times, (13.01) о слушаниях в Сенате по утверждению Майка Помпео (Mike Pompeo) на должность директора этого агентства. «Вопрос, довлеющий над г-ном Помпео и 17 спецслужбами Америки, состоит в том, как обращаться с президентом, который дружелюбно воспринимает президента России Владимира Путина в то время, как ЦРУ пытается сдерживать Россию. До сих пор ничто в 69-летней истории ЦРУ не подготовило эту организацию к тому, чтобы выполнять свое назначение вместе с президентом, который так открыто ироничен по поводу его работы, как Трамп».
Генерал морской пехоты в отставке Джеймс Мэттис (James Mattis) в ходе слушаний его кандидатуры на пост министра обороны США в четверг сказал, что США должны признать — Путин «пытается сломать Североатлантического альянс», и включил Россию в число главных угроз для США. «Я полностью за диалог, но мы также должны признать реальность того, с какой Россией мы имеем дело, — сказал Мэттис. — Сокращается количество областей, где мы можем сотрудничать, и все больше сфер, в которых нам придется противостоять России» (The Wall Street Journal, 13.01).
«Дональд Трамп — лучший сотрудник Кремля этого месяца?» — вопросительно съязвил колумнист The New York Times (14.01) Николас Кристоф (Nicholas Kristof), искренно поверив, судя по всему, в туфту, опубликованную BuzzFeed. Вот его доводы: «Трамп хвалит Путина, критикует НАТО, принижает преступления русских военных и их попытки украсть наши выборы. И наоборот, Трамп сравнивает американские спецслужбы с нацистами, полагая, что они стояли за публикацией компроментирующего его досье. Просто удивительно видеть избранного президента, по сути, в обнимку с россиянами, но показывающего средний палец своей собственной команде, что создает пропасть между Белым домом и разведывательным сообществом».
Москва больше не радуется после жестких высказываний назначенцев Трампа, отметил Дэвид Филипов (David Filipov) в The Washington Post (14.01). Со стороны номинантов Трампа на посты министра обороны и главы ЦРУ в ходе слушаний по вопросу утверждения их в должности последовала жесткая риторика против России. Они оба назвали её угрозой в своих выступлениях, что вступило в противоречие с позицией избранного президента, который призывал к сотрудничеству с Россией по ряду направлений.
Автор приводит мнение о том, что некоторые советники Путина могут приводить доводы в пользу того, чтобы позволить Трампу добиться быстрой и убедительной победы с Москвой, «а не оставлять его изучить варианты жестких действий против России».
Однако все предположения журналистов о том, что должен и как может действовать Трамп, как правило, не находят подтверждений. «Избранный президент Дональд Трамп дал понять, что он открыт для отмены санкций против России, а также не намерен соблюдать давнее соглашение с Китаем по поводу Тайваня. Эти признаки свидетельствуют о том, что он собирается использовать любое возможное давление для переоформления отношений США с двумя крупнейшими глобальными стратегическими соперниками», — писала The Wall Street Journal (15.01).
«В комментариях, которые, вероятно, создадут новый виток напряженности Соединенных Штатов с ближайшими европейскими союзниками, Дональд Трамп охарактеризовал НАТО как „устаревшую“ организацию в интервью, опубликованном в воскресенье лондонской The Times и немецкой Bild, и сказал, что другие европейские страны могут последовать вслед за Британией и выйти из состава Европейского союза», — указала The New York Times, (16.01).
По поводу России Трамп сказал, что он надеется заключить сделку с президентом Путиным о сокращении запасов ядерного оружия. Он предположил, что «такое соглашение может быть частью более широкого ослабления напряженности, которое будет включать отмену экономических санкций, введенных после того, как Россия захватила у Украины Крым в 2014 году».
Поразительно то, отметили авторы статьи, что Трамп «мазал одним цветом» и Меркель, «лидера страны — верного американского союзника», и Путина, президента страны, который часто имел враждебные отношения с Вашингтоном. Он описал их как лидеров, которым он готов верить в начале своего президентства, но отметил, что это может быстро измениться.