До 1914 года мало кто думал о войне в небе, но уже в самом начале Первой мировой войны самолеты стали использовать для ведения разведки и рекогносцировки, или, как тогда говорили, для «наблюдения».
Воздушная разведка произвела революцию в военном деле. До этого военным приходилось высылать разведывательные группы, выполнявшие опасные задачи по наблюдению за перемещением войск, или использовать привязанные к земле аэростаты, которые становились легкой мишенью для огня противника.
Франция и Германия начали использовать аэропланы с установленными на них камерами почти в самом начале войны. Эти аэропланы залетали в тыл противника, и с них делали множество снимков. Затем эти снимки соединяли в карту-мозаику, которой пользовались командиры на поле боя.
Аэрофотосъемка стала новым и очень важным источником получения разведданных. Когда эту новую форму разведки стали включать в армейские планы подготовки к боевым действиям, изменились и способы ведения войны. На Западном фронте, где шли тяжелейшие бои, фотокарты сыграли исключительную роль в повышении эффективности и смертоносности артиллерии.
После Первой мировой войны роль авиации в военных действиях выросла еще больше. Во всем мире военные стратеги начали осознавать, что самолеты дают значительные преимущества, причем по многим направлениям.
Хотя появлявшиеся в то время самолеты имели слишком низкую скорость и могли использоваться только для ведения разведки и ограниченного боя, стратеги понимали, что более современный самолет можно использовать для нанесения ударов в глубине обороны противника, для уничтожения гражданского населения и промышленных центров. В основе такой стратегии лежала идея о том, что для достижения победы в индустриальную эпоху требуется не только разгромить армию противника, но и вывести из строя все общество. Эксперименты с бомбометанием на больших расстояниях проводились и во время Первой мировой войны, однако с началом Второй мировой войны бомбардировки стали применять с гораздо большим размахом и жестокостью. Когда началась холодная война, они стали интеллектуальной основой для стратегии ядерного противостояния.
До 1914 года мало кто думал о войне в небе, но уже в самом начале Первой мировой войны самолеты стали использовать для ведения разведки и рекогносцировки, или, как тогда говорили, для «наблюдения».
Воздушная разведка произвела революцию в военном деле. До этого военным приходилось высылать разведывательные группы, выполнявшие опасные задачи по наблюдению за перемещением войск, или использовать привязанные к земле аэростаты, которые становились легкой мишенью для огня противника.
Франция и Германия начали использовать аэропланы с установленными на них камерами почти в самом начале войны. Эти аэропланы залетали в тыл противника, и с них делали множество снимков. Затем эти снимки соединяли в карту-мозаику, которой пользовались командиры на поле боя.
Аэрофотосъемка стала новым и очень важным источником получения разведданных. Когда эту новую форму разведки стали включать в армейские планы подготовки к боевым действиям, изменились и способы ведения войны. На Западном фронте, где шли тяжелейшие бои, фотокарты сыграли исключительную роль в повышении эффективности и смертоносности артиллерии.
После Первой мировой войны роль авиации в военных действиях выросла еще больше. Во всем мире военные стратеги начали осознавать, что самолеты дают значительные преимущества, причем по многим направлениям.
Хотя появлявшиеся в то время самолеты имели слишком низкую скорость и могли использоваться только для ведения разведки и ограниченного боя, стратеги понимали, что более современный самолет можно использовать для нанесения ударов в глубине обороны противника, для уничтожения гражданского населения и промышленных центров. В основе такой стратегии лежала идея о том, что для достижения победы в индустриальную эпоху требуется не только разгромить армию противника, но и вывести из строя все общество. Эксперименты с бомбометанием на больших расстояниях проводились и во время Первой мировой войны, однако с началом Второй мировой войны бомбардировки стали применять с гораздо большим размахом и жестокостью. Когда началась холодная война, они стали интеллектуальной основой для стратегии ядерного противостояния.
Окончание Первой мировой войны создало условия для появления независимого Афганистана – а также для битвы между сторонниками модернизации и традиционалистами, которая по сей день определяет облик этой страны.
В 1919 году король Афганистана Аманулла начал войну за независимость от Лондона и совершил вторжение в соседнюю британскую Индию.
Длившаяся четыре месяца война завершилась в августе 1919 года заключением Равалпиндского договора, по которому Британия признала Афганистан независимым государством и позволила Кабулу устанавливать дипломатические отношения с другими странами.
Большевистский режим в России увидел в этом удачную возможность. В 1919 году советское правительство признало Афганистан, а в 1921-м установило с ним полновесные дипломатические отношения, что заложило фундамент для последующего соперничества между Вашингтоном и Москвой.
Но то десятилетие, в котором страна начала открываться навстречу внешнему миру, привело Афганистан к дестабилизации. Свои дни Аманулла закончил в изгнании в Европе, однако напряженные отношения между сторонниками модернизации и традиционалистами дают о себе знать по сей день. Сегодня, когда американские и другие войска из состава международной коалиции готовятся к уходу, а зарубежное финансирование снова начинает сокращаться, борцы за женские права опасаются, что все, что удалось улучшить в положении женщин в стране в последнее время, будет вновь сведено к нулю.
«Эти проблемы по-прежнему не решены, - говорит Томас Барфилд (Thomas Barfield), написавший книгу Afghanistan: A Cultural and Political History («Афганистан. Культурная и политическая история»). – Мы еще столкнемся с ростом напряженности в Афганистане».
На фото: король Афганистана Аманулла-хан в 1928 году.
Окончание Первой мировой войны создало условия для появления независимого Афганистана – а также для битвы между сторонниками модернизации и традиционалистами, которая по сей день определяет облик этой страны.
В 1919 году король Афганистана Аманулла начал войну за независимость от Лондона и совершил вторжение в соседнюю британскую Индию.
Длившаяся четыре месяца война завершилась в августе 1919 года заключением Равалпиндского договора, по которому Британия признала Афганистан независимым государством и позволила Кабулу устанавливать дипломатические отношения с другими странами.
Большевистский режим в России увидел в этом удачную возможность. В 1919 году советское правительство признало Афганистан, а в 1921-м установило с ним полновесные дипломатические отношения, что заложило фундамент для последующего соперничества между Вашингтоном и Москвой.
Но то десятилетие, в котором страна начала открываться навстречу внешнему миру, привело Афганистан к дестабилизации. Свои дни Аманулла закончил в изгнании в Европе, однако напряженные отношения между сторонниками модернизации и традиционалистами дают о себе знать по сей день. Сегодня, когда американские и другие войска из состава международной коалиции готовятся к уходу, а зарубежное финансирование снова начинает сокращаться, борцы за женские права опасаются, что все, что удалось улучшить в положении женщин в стране в последнее время, будет вновь сведено к нулю.
«Эти проблемы по-прежнему не решены, - говорит Томас Барфилд (Thomas Barfield), написавший книгу Afghanistan: A Cultural and Political History («Афганистан. Культурная и политическая история»). – Мы еще столкнемся с ростом напряженности в Афганистане».
На фото: король Афганистана Аманулла-хан в 1928 году.
Еще до начала Первой мировой войны идея о запуске самолета с моря будоражила умы как нечто, кардинально меняющее условия игры. Однако к концу войны в 1918 году на вооружении состояли всего два авианосца с летными палубами во всю длину корабля.
К августу 1914 года летчики начали поднимать в воздух аэропланы с движущихся кораблей, возник реальный интерес к применению самолетов для разведки над вражескими позициями. Но никто не мог решить проблему того, как сажать самолеты.
Довольно часто хрупкие аэропланы приходилось сажать на суше или даже бросать их в море. Для решения этой проблемы авиация ВМС Великобритании установила на кораблях краны, с помощью которых можно было поднимать гидропланы на борт после посадки в океане.
Такая система, которую вскоре скопировали французы, немцы и русские, имела свои ограничения. Во время Первой мировой войны гидросамолетов было не очень много. Имевшиеся использовались в основном для ведения разведки. Кроме того, их применяли для бомбардировок баз дирижаблей, а также для поиска и уничтожения подводных лодок.
К концу войны появились первые модифицированные корабли с большими и плоскими посадочными палубами. В 1917 году летчик Эдвин Харрис Даннинг (Edwin Harris Dunning) сумел посадить свой боевой самолет на короткую взлетно-посадочную полосу, построенную на линейном крейсере. Однако это был очень рискованный поступок, и вскоре после этого Даннинг утонул, пытаясь повторить попытку.
В 1918 году англичане спустили на воду перестроенный океанский лайнер HMS Argus с летной палубой во всю длину. Корабль вошел в состав флота слишком поздно и не успел принять участие в Первой мировой войне. Но его посчитали революционным достижением, открывшим путь войне нового типа, которая навсегда изменила тактику военно-морских сил.
Авианосцы остаются основой военно-морской мощи. У США, которые обладают самой большой коллекцией авианосцев в мире, сегодня официально находятся в строю 11 таких кораблей, и на каждом размещается примерно 80 самолетов. Сейчас проектируется новый класс более крупных авианосцев.
На фото: французский авианосец в порту Салоник, 1916 год.
Еще до начала Первой мировой войны идея о запуске самолета с моря будоражила умы как нечто, кардинально меняющее условия игры. Однако к концу войны в 1918 году на вооружении состояли всего два авианосца с летными палубами во всю длину корабля.
К августу 1914 года летчики начали поднимать в воздух аэропланы с движущихся кораблей, возник реальный интерес к применению самолетов для разведки над вражескими позициями. Но никто не мог решить проблему того, как сажать самолеты.
Довольно часто хрупкие аэропланы приходилось сажать на суше или даже бросать их в море. Для решения этой проблемы авиация ВМС Великобритании установила на кораблях краны, с помощью которых можно было поднимать гидропланы на борт после посадки в океане.
Такая система, которую вскоре скопировали французы, немцы и русские, имела свои ограничения. Во время Первой мировой войны гидросамолетов было не очень много. Имевшиеся использовались в основном для ведения разведки. Кроме того, их применяли для бомбардировок баз дирижаблей, а также для поиска и уничтожения подводных лодок.
К концу войны появились первые модифицированные корабли с большими и плоскими посадочными палубами. В 1917 году летчик Эдвин Харрис Даннинг (Edwin Harris Dunning) сумел посадить свой боевой самолет на короткую взлетно-посадочную полосу, построенную на линейном крейсере. Однако это был очень рискованный поступок, и вскоре после этого Даннинг утонул, пытаясь повторить попытку.
В 1918 году англичане спустили на воду перестроенный океанский лайнер HMS Argus с летной палубой во всю длину. Корабль вошел в состав флота слишком поздно и не успел принять участие в Первой мировой войне. Но его посчитали революционным достижением, открывшим путь войне нового типа, которая навсегда изменила тактику военно-морских сил.
Авианосцы остаются основой военно-морской мощи. У США, которые обладают самой большой коллекцией авианосцев в мире, сегодня официально находятся в строю 11 таких кораблей, и на каждом размещается примерно 80 самолетов. Сейчас проектируется новый класс более крупных авианосцев.
На фото: французский авианосец в порту Салоник, 1916 год.
Пожалуй, нет события, которое бы более ярко олицетворяло гибель старого мира в ходе Первой мировой войны, чем распад Австро-Венгерской империи. Эта империя и ее предшественники на протяжении полувека грозной тенью нависали над Европой. На пике расцвета численность населения Австро-Венгрии составляла 50 миллионов человек, а ее территория площадью 676 600 квадратных километров простиралась от Триеста до Кракова и от Праги до Белграда.
Австро-Венгрия, которой правил Франц Иосиф, к 1914 году начала превращаться в промышленную державу, а ее главным городом была либеральная в интеллектуальном плане Вена. Однако в стране было самодержавие, а во власти правящей династии Габсбургов доминирующее положение занимали аристократы и военные – отражение консервативных и милитаристских тенденций в империи.
Империя распалась в конце войны, и союзники в составе Британии, Франции и России постарались наказать побежденные Австрию и Венгрию. Австрию вынудили подписать унизительный для нее Сен-Жерменский договор, а Венгрию – Трианонский договор, после чего она лишилась 75% своей территории и одной трети своего венгерского населения.
Прошло сто лет, но этот договор по-прежнему возмущает многих венгров. Консервативная партия «Фидеш», пришедшая к власти в 2010 году, установила ежегодное празднование Дня национального единства в знак траура по поводу подписания Трианонского договора.
Среди стран, возникших на развалинах империи, была Чехословакия, а немцы, живущие в ее Судетах, стали поводом для агрессии Гитлера в начале Второй мировой войны.
На фото: Австро-Венгрия в 1878 году, карта из атласа 1916 года.
Пожалуй, нет события, которое бы более ярко олицетворяло гибель старого мира в ходе Первой мировой войны, чем распад Австро-Венгерской империи. Эта империя и ее предшественники на протяжении полувека грозной тенью нависали над Европой. На пике расцвета численность населения Австро-Венгрии составляла 50 миллионов человек, а ее территория площадью 676 600 квадратных километров простиралась от Триеста до Кракова и от Праги до Белграда.
Австро-Венгрия, которой правил Франц Иосиф, к 1914 году начала превращаться в промышленную державу, а ее главным городом была либеральная в интеллектуальном плане Вена. Однако в стране было самодержавие, а во власти правящей династии Габсбургов доминирующее положение занимали аристократы и военные – отражение консервативных и милитаристских тенденций в империи.
Империя распалась в конце войны, и союзники в составе Британии, Франции и России постарались наказать побежденные Австрию и Венгрию. Австрию вынудили подписать унизительный для нее Сен-Жерменский договор, а Венгрию – Трианонский договор, после чего она лишилась 75% своей территории и одной трети своего венгерского населения.
Прошло сто лет, но этот договор по-прежнему возмущает многих венгров. Консервативная партия «Фидеш», пришедшая к власти в 2010 году, установила ежегодное празднование Дня национального единства в знак траура по поводу подписания Трианонского договора.
Среди стран, возникших на развалинах империи, была Чехословакия, а немцы, живущие в ее Судетах, стали поводом для агрессии Гитлера в начале Второй мировой войны.
На фото: Австро-Венгрия в 1878 году, карта из атласа 1916 года.
Первая мировая война стала разрушительницей империй и создательницей новый национальных государств. Среди последних – три прибалтийские страны: Эстония, Латвия и Литва. Они отделились от Российской империи, рухнувшей в пучину Гражданской войны.
Независимость – всегда весьма относительное понятие для маленьких стран, зажатых между крупными державами и их блоками – и в прибалтийском регионе она также оказалась недолговечной. За последнее столетие эти три страны были независимыми государствами чуть больше сорока лет.
В 1915 году Литву и южную Латвию захватили немцы. А когда после большевистской революции в ноябре 1917 Россия перестала оказывать организованное сопротивление Германии, немцы оккупировали остальную часть Латвии и Эстонию. Первые попытки создать независимые государства были сорваны германской армией, которая предпочитала править этими странами посредством немецкой аристократии, управлявшей большей частью Прибалтики даже во время многовекового шведского и российского владычества.
Но к концу 1918 года германская армия ушла. На сей раз прибалты свой шанс не упустили. Получив продовольствие, оружие и боеприпасы от сочувствовавших им финнов и от британских ВМС (их главная цель заключалась в том, чтобы поддержать усилия Белой армии по захвату российской столицы Петрограда у большевиков), латыши и эстонцы прогнали отряды Красной армии и подавили выступления балтийских немцев, чьи силы ополчения можно считать прообразом фашизма.
Во время Второй мировой войны прибалты снова оказались в западне между Германией и Россией, и их включили в состав Советского Союза, который распался спустя 46 лет.
Несмотря на членство в ЕС и НАТО, многие жители прибалтийского региона сегодня опасаются, что Россия воспользуется многочисленными русскими меньшинствами Латвии и Эстонии для дестабилизации этих стран, как она делает это на Украине, и что Москва снова предъявит свои старые претензии на Прибалтику.
На фото: демонстрация в Риге, требующая присоединения Латвии к СССР, июль 1940 года.
Первая мировая война стала разрушительницей империй и создательницей новый национальных государств. Среди последних – три прибалтийские страны: Эстония, Латвия и Литва. Они отделились от Российской империи, рухнувшей в пучину Гражданской войны.
Независимость – всегда весьма относительное понятие для маленьких стран, зажатых между крупными державами и их блоками – и в прибалтийском регионе она также оказалась недолговечной. За последнее столетие эти три страны были независимыми государствами чуть больше сорока лет.
В 1915 году Литву и южную Латвию захватили немцы. А когда после большевистской революции в ноябре 1917 Россия перестала оказывать организованное сопротивление Германии, немцы оккупировали остальную часть Латвии и Эстонию. Первые попытки создать независимые государства были сорваны германской армией, которая предпочитала править этими странами посредством немецкой аристократии, управлявшей большей частью Прибалтики даже во время многовекового шведского и российского владычества.
Но к концу 1918 года германская армия ушла. На сей раз прибалты свой шанс не упустили. Получив продовольствие, оружие и боеприпасы от сочувствовавших им финнов и от британских ВМС (их главная цель заключалась в том, чтобы поддержать усилия Белой армии по захвату российской столицы Петрограда у большевиков), латыши и эстонцы прогнали отряды Красной армии и подавили выступления балтийских немцев, чьи силы ополчения можно считать прообразом фашизма.
Во время Второй мировой войны прибалты снова оказались в западне между Германией и Россией, и их включили в состав Советского Союза, который распался спустя 46 лет.
Несмотря на членство в ЕС и НАТО, многие жители прибалтийского региона сегодня опасаются, что Россия воспользуется многочисленными русскими меньшинствами Латвии и Эстонии для дестабилизации этих стран, как она делает это на Украине, и что Москва снова предъявит свои старые претензии на Прибалтику.
На фото: демонстрация в Риге, требующая присоединения Латвии к СССР, июль 1940 года.
В годы Первой мировой войны колючая проволока из преимущественно оборонительного средства превратилась в смертоносное оружие. На фронте солдаты устанавливали ее для защиты окопов и для создания участков, где противника можно было заманить в ловушку и уничтожить.
«Колючая проволока использовалась для направления наступающих сил противника в заранее подготовленные зоны, которые простреливались из пулеметов и становились легкими мишенями для артиллерии», - говорит преподаватель истории из университета имени Дрю в Мэдисоне, штат Нью-Джерси, профессор Вьятт Эванс (Wyatt Evans). Солдаты зачастую замечали проволоку лишь тогда, когда оказывались под огнем.
«Торопясь пересечь нейтральную полосу и добраться до позиций противника, они иногда попадали в эти смертельные ловушки», - отмечает Эванс.
Колючая проволока была изобретена в начале XIX-го века. Сначала ей огораживали выпасы для скота, но вскоре ее стали применять и для других целей. Военные быстро заметили в ней большие возможности. Во время войны между Испанией и Америкой бойцы огораживали колючей проволокой свои лагеря, а в ходе англо-бурской войны в такие огражденные участки загоняли пленных.
К 1914 году промышленно развитые страны наладили массовое производство колючей проволоки. За свою способность зацепляться за человека и обездвиживать его она стала одним из самых эффективных и простых боевых средств Первой мировой войны. Драматург и участник войны Эрнст Толлер (Ernst Toller) в своих мемуарах «Я был немцем» вспоминал:
«Как-то ночью мы услышали крик, крик человека, испытывающего мучительную боль. Затем все снова стихло. Наверное, у кого-то предсмертная агония, подумали мы. Но спустя час крик раздался снова. Он не смолкал всю ночь. На следующую ночь все возобновилось. Потом мы узнали, что это один из наших солдат повис на проволоке. Никто не мог ему помочь, два человека пытались его спасти, но их убили».
В годы Первой мировой войны колючая проволока из преимущественно оборонительного средства превратилась в смертоносное оружие. На фронте солдаты устанавливали ее для защиты окопов и для создания участков, где противника можно было заманить в ловушку и уничтожить.
«Колючая проволока использовалась для направления наступающих сил противника в заранее подготовленные зоны, которые простреливались из пулеметов и становились легкими мишенями для артиллерии», - говорит преподаватель истории из университета имени Дрю в Мэдисоне, штат Нью-Джерси, профессор Вьятт Эванс (Wyatt Evans). Солдаты зачастую замечали проволоку лишь тогда, когда оказывались под огнем.
«Торопясь пересечь нейтральную полосу и добраться до позиций противника, они иногда попадали в эти смертельные ловушки», - отмечает Эванс.
Колючая проволока была изобретена в начале XIX-го века. Сначала ей огораживали выпасы для скота, но вскоре ее стали применять и для других целей. Военные быстро заметили в ней большие возможности. Во время войны между Испанией и Америкой бойцы огораживали колючей проволокой свои лагеря, а в ходе англо-бурской войны в такие огражденные участки загоняли пленных.
К 1914 году промышленно развитые страны наладили массовое производство колючей проволоки. За свою способность зацепляться за человека и обездвиживать его она стала одним из самых эффективных и простых боевых средств Первой мировой войны. Драматург и участник войны Эрнст Толлер (Ernst Toller) в своих мемуарах «Я был немцем» вспоминал:
«Как-то ночью мы услышали крик, крик человека, испытывающего мучительную боль. Затем все снова стихло. Наверное, у кого-то предсмертная агония, подумали мы. Но спустя час крик раздался снова. Он не смолкал всю ночь. На следующую ночь все возобновилось. Потом мы узнали, что это один из наших солдат повис на проволоке. Никто не мог ему помочь, два человека пытались его спасти, но их убили».
Группа безработных летчиков, вернувшихся с Первой мировой войны, заложила основы мировой коммерческой авиации, стоимость которой сегодня составляет 700 миллиардов долларов.
Когда в 1918 году закончилась война, американские военные летчики начали изыскивать способы для получения заработка, желая при этом заниматься любимым делом. В то же самое время у американского правительства появился излишек самолетов.
Пилоты предложили поистине ошеломительную идею. Они покупали у государства лишние военные самолеты, известные под названием «Дженни», по 200 долларов за штуку. Это была ничтожная сумма, поскольку в военное время эти машины стоили 5 000 долларов. Затем они начали летать в сельской местности, где многие ни разу в жизни не видели самолет, исполняя различные трюки в воздухе и давая настоящие представления – а иногда катали желающих.
«Амбарные гастроли», как поначалу называли выступления бродячих артистов, переезжавших из одного городка в другой и дававших представления в амбарах, обрели буквальное значение. Пилоты договаривались с местными фермерами и использовали для своих выступлений их поля.
Сначала такие трюки, как пролет через амбар с открытыми дверями или «прогулка по крыльям», очаровывали зрителей. Но конкуренция вынуждала пилотов делать все более рискованные номера, чтобы привлекать зрителей. Стали происходить несчастные случаи, и амбарные гастроли обрели ассоциацию с безрассудным поведением.
В 1925 году американское правительство приняло закон об авиапочте, что позволило почтовой службе США заключать контракты с коммерческими авиакомпаниями.
Спустя год правительство приняло закон об авиационной коммерческой деятельности, которым устанавливались нормы для самолетов и летчиков, а также правила воздушного движения, за исполнением которых сегодня следит Федеральное управление гражданской авиации.
На фото: Лилиан Бойер выполняет один из трюков на крыле самолета.
Группа безработных летчиков, вернувшихся с Первой мировой войны, заложила основы мировой коммерческой авиации, стоимость которой сегодня составляет 700 миллиардов долларов.
Когда в 1918 году закончилась война, американские военные летчики начали изыскивать способы для получения заработка, желая при этом заниматься любимым делом. В то же самое время у американского правительства появился излишек самолетов.
Пилоты предложили поистине ошеломительную идею. Они покупали у государства лишние военные самолеты, известные под названием «Дженни», по 200 долларов за штуку. Это была ничтожная сумма, поскольку в военное время эти машины стоили 5 000 долларов. Затем они начали летать в сельской местности, где многие ни разу в жизни не видели самолет, исполняя различные трюки в воздухе и давая настоящие представления – а иногда катали желающих.
«Амбарные гастроли», как поначалу называли выступления бродячих артистов, переезжавших из одного городка в другой и дававших представления в амбарах, обрели буквальное значение. Пилоты договаривались с местными фермерами и использовали для своих выступлений их поля.
Сначала такие трюки, как пролет через амбар с открытыми дверями или «прогулка по крыльям», очаровывали зрителей. Но конкуренция вынуждала пилотов делать все более рискованные номера, чтобы привлекать зрителей. Стали происходить несчастные случаи, и амбарные гастроли обрели ассоциацию с безрассудным поведением.
В 1925 году американское правительство приняло закон об авиапочте, что позволило почтовой службе США заключать контракты с коммерческими авиакомпаниями.
Спустя год правительство приняло закон об авиационной коммерческой деятельности, которым устанавливались нормы для самолетов и летчиков, а также правила воздушного движения, за исполнением которых сегодня следит Федеральное управление гражданской авиации.
На фото: Лилиан Бойер выполняет один из трюков на крыле самолета.
200 с лишним лет врачи пытались освоить переливание крови, однако широкое распространение оно получило только с началом Первой мировой войны.
Приступить к переливанию крови во время войны позволили три открытия начала века, удачно совпавших по времени. Первое состояло в том, что не вся кровь одинакова, второе – что для того, чтобы не произошло свертывание, можно использовать цитрат натрия, а третье – что кровь нужно хранить в холодном месте. Благодаря этим важным открытиям переливать кровь стало безопаснее, и теперь ее можно было хранить.
Первое переливание цитрированной крови провел 14 ноября 1914 года профессор Луис Аготе (Luis Agote) из Буэнос-Айреса.
В 1917 году к британским медикам присоединились коллеги из США, и знания о переливании крови начали расширяться. Создание первого хранилища крови врачи и историки того времени ставили в заслугу американскому офицеру британского происхождения Освальду Робертсону (Oswald Robertson). «Косвенно именно ему множество людей обязано своими жизнями», - писал доктор Кейнс.
К 1918 году переливание крови получило широкое распространение на Западном фронте, хотя точных данных по количеству проведенных во время войны процедур нет.
Благодаря переливанию крови количество смертей в войнах и стихийных бедствиях существенно снизилось.
Сегодня переливание крови широко распространено. По данным Министерства здравоохранения и социальных служб США, в переливании крови ежегодно нуждаются пять миллионов американцев.
На фото: переливание крови в полевом госпитале, Западный фронт, 1942 год.
200 с лишним лет врачи пытались освоить переливание крови, однако широкое распространение оно получило только с началом Первой мировой войны.
Приступить к переливанию крови во время войны позволили три открытия начала века, удачно совпавших по времени. Первое состояло в том, что не вся кровь одинакова, второе – что для того, чтобы не произошло свертывание, можно использовать цитрат натрия, а третье – что кровь нужно хранить в холодном месте. Благодаря этим важным открытиям переливать кровь стало безопаснее, и теперь ее можно было хранить.
Первое переливание цитрированной крови провел 14 ноября 1914 года профессор Луис Аготе (Luis Agote) из Буэнос-Айреса.
В 1917 году к британским медикам присоединились коллеги из США, и знания о переливании крови начали расширяться. Создание первого хранилища крови врачи и историки того времени ставили в заслугу американскому офицеру британского происхождения Освальду Робертсону (Oswald Robertson). «Косвенно именно ему множество людей обязано своими жизнями», - писал доктор Кейнс.
К 1918 году переливание крови получило широкое распространение на Западном фронте, хотя точных данных по количеству проведенных во время войны процедур нет.
Благодаря переливанию крови количество смертей в войнах и стихийных бедствиях существенно снизилось.
Сегодня переливание крови широко распространено. По данным Министерства здравоохранения и социальных служб США, в переливании крови ежегодно нуждаются пять миллионов американцев.
На фото: переливание крови в полевом госпитале, Западный фронт, 1942 год.
Когда в августе 1914 года началась Первая мировая война, один 35-летний французский врач добровольцем пошел в армию, отказавшись от запланированной поездки в США и решив вместо этого лечить раненых солдат на фронте.
Всю войну Рене Лериш (René Leriche) проработал военным врачом. В те дни, когда еще не было антибиотиков, инфекция была самым опасным и смертельным риском в хирургии. Бактерии, попадавшие в открытые раны, вызывали серьезные заражения, был высок риск ампутации.
Доктор Лериш, который во время войны провел сотни операций в самых разных условиях, придумал очень простой способ снижения риска. Он решил использовать в операционных обеззараженную одежду и простыни только голубого цвета, чтобы с грязной одеждой туда не попадали бактерии и микробы. Операционную одежду хирургов, маски, шапочки и простыни стали делать одного цвета. Голубыми стали даже стены в операционных.
Эта инициатива получила распространение во всей Франции, а также во многих других странах.
Доктор Лериш стал у себя на родине общепризнанным ученым и часто лечил знаменитостей. Так, среди его пациентов был Анри Матисс, написавший портрет доктора. Лериш умер в 1955 году в возрасте 76 лет.
Когда в августе 1914 года началась Первая мировая война, один 35-летний французский врач добровольцем пошел в армию, отказавшись от запланированной поездки в США и решив вместо этого лечить раненых солдат на фронте.
Всю войну Рене Лериш (René Leriche) проработал военным врачом. В те дни, когда еще не было антибиотиков, инфекция была самым опасным и смертельным риском в хирургии. Бактерии, попадавшие в открытые раны, вызывали серьезные заражения, был высок риск ампутации.
Доктор Лериш, который во время войны провел сотни операций в самых разных условиях, придумал очень простой способ снижения риска. Он решил использовать в операционных обеззараженную одежду и простыни только голубого цвета, чтобы с грязной одеждой туда не попадали бактерии и микробы. Операционную одежду хирургов, маски, шапочки и простыни стали делать одного цвета. Голубыми стали даже стены в операционных.
Эта инициатива получила распространение во всей Франции, а также во многих других странах.
Доктор Лериш стал у себя на родине общепризнанным ученым и часто лечил знаменитостей. Так, среди его пациентов был Анри Матисс, написавший портрет доктора. Лериш умер в 1955 году в возрасте 76 лет.
Первая мировая война уничтожила многие режимы. Но нигде перемены не происходили так стремительно и с такими далеко идущими последствиями, как в России.
Недовольство российского народа правящей элитой накапливалось десятилетиями, и именно война привела его к взрыву. К 1917 году Германия нанесла России ряд тяжелых поражений на фронте, и ответственность за это возложили на царя Николая II, который в 1915 году взял командование армией на себя. Голод и многочисленные забастовки практически остановили жизнь во многих городах страны, и Россия оказалась на грани революции.
Искра превратилась в пламя в феврале 1917 года в Санкт-Петербурге, называвшемся в то время Петроградом. Десятки тысяч протестующих, в основном женщины, вышли на демонстрации, требуя еды и окончания войны. Когда армия отказалась выполнять приказы и присоединилась к демонстрантам, Николай II был вынужден отречься от престола. Этим закончилась 400-летняя эпоха царского правления, и к власти пришло временное социалистическое правительство. Хотя февральские события носили весьма драматичный характер, ход истории изменила вторая революция 1917 года, получившая название октябрьской. Пообещав «мир народам, землю крестьянам и хлеб голодным», партия большевиков во главе с Владимиром Лениным и при поддержке отрядов Красной гвардии взяла власть в свои руки и немедленно стала добиваться мира с Германией, провозгласив Россию первым в мире социалистическим государством.
Царь и его семья, оказавшиеся в ссылке на юге России (так в тексте – прим. перев.), были казнены в 1918 году в разгар Гражданской войны. Многие солдаты, вернувшиеся с фронтов Первой мировой войны, перешли на сторону большевиков.
В 1922 году был официально создан Советский Союз. Но семена коммунистической сверхдержавы были посеяны в страшный период Первой мировой войны. Противостояние этой зарождавшейся сверхдержавы с другой сверхдержавой, которой являются США, стало определяющей чертой второй половины XX-го столетия.
На фото: плакат Варвары Степановой «Строительство коммунизма».
Первая мировая война уничтожила многие режимы. Но нигде перемены не происходили так стремительно и с такими далеко идущими последствиями, как в России.
Недовольство российского народа правящей элитой накапливалось десятилетиями, и именно война привела его к взрыву. К 1917 году Германия нанесла России ряд тяжелых поражений на фронте, и ответственность за это возложили на царя Николая II, который в 1915 году взял командование армией на себя. Голод и многочисленные забастовки практически остановили жизнь во многих городах страны, и Россия оказалась на грани революции.
Искра превратилась в пламя в феврале 1917 года в Санкт-Петербурге, называвшемся в то время Петроградом. Десятки тысяч протестующих, в основном женщины, вышли на демонстрации, требуя еды и окончания войны. Когда армия отказалась выполнять приказы и присоединилась к демонстрантам, Николай II был вынужден отречься от престола. Этим закончилась 400-летняя эпоха царского правления, и к власти пришло временное социалистическое правительство. Хотя февральские события носили весьма драматичный характер, ход истории изменила вторая революция 1917 года, получившая название октябрьской. Пообещав «мир народам, землю крестьянам и хлеб голодным», партия большевиков во главе с Владимиром Лениным и при поддержке отрядов Красной гвардии взяла власть в свои руки и немедленно стала добиваться мира с Германией, провозгласив Россию первым в мире социалистическим государством.
Царь и его семья, оказавшиеся в ссылке на юге России (так в тексте – прим. перев.), были казнены в 1918 году в разгар Гражданской войны. Многие солдаты, вернувшиеся с фронтов Первой мировой войны, перешли на сторону большевиков.
В 1922 году был официально создан Советский Союз. Но семена коммунистической сверхдержавы были посеяны в страшный период Первой мировой войны. Противостояние этой зарождавшейся сверхдержавы с другой сверхдержавой, которой являются США, стало определяющей чертой второй половины XX-го столетия.
На фото: плакат Варвары Степановой «Строительство коммунизма».
История одной немецкой супружеской четы показывает, что если бы не Первая мировая война, выпечка в Японии могла бы иметь совсем другой вид.
В 1909 году 23-летний кондитер из Германии по имени Карл Юкхайм (Karl Juchheim) открыл кондитерский магазин в Циндао. Это была китайская территория, переданная по концессии Германии. Вскоре к нему присоединилась его молодая жена Элиза.
Но в 1915 году, когда этот приморский город в ходе войны оккупировала Япония, Юкхайма отправили в лагерь для интернированных на японской территории, где продержали его пять лет.
Япония создала несколько лагерей, где находились почти 5 000 немецких военнопленных. Японцы охотно впитывали западные обычаи, обогащая новый облик Японии в роли колониальной державы, поэтому они воспользовались появившейся возможностью и стали учиться у своих узников печь хлеб и варить пиво.
В 1919 году, когда Юкхайм еще был в заключении, ему предложили печь и продавать немецкий многослойный пирог круглой формы баумкухен на торговой выставке в Хиросиме. Японцы были очарованы.
Когда закончилась война, Юкхаймы не стали возвращаться в Германию, а остались в Японии на постоянное жительство. В 1921 году они открыли в Иокогаме первую в Японии кондитерскую, а два года спустя, после мощного землетрясения, перевели ее в Кобе.
Прошло почти сто лет, а компания Juchheim, которую создала эта чета, по-прежнему занимает прочные позиции. У нее есть фабрики, магазины и рестораны по всей Японии. Ее фирменное изделие – по-прежнему баумкухен, он стал популярным японским десертом.
Свое наследие в Японии оставил не только Юкхайм, но и другие немецкие заключенные. Основатель компании Pasco Shikishima Corp., ставшей одним из крупнейших в Японии производителей хлеба, научился печь хлеб у другого немецкого пекаря, которого тоже содержали в одном из лагерей. Производитель ветчины и колбасы компания Lohmeyer, у истоков которой стоял взятый в плен в Циндао немецкий подводник Август Лохмейер (August Lohmeyer), по-прежнему известен всей Японии.
На фото: пирог баумкухен от японской компании Juchheim.
История одной немецкой супружеской четы показывает, что если бы не Первая мировая война, выпечка в Японии могла бы иметь совсем другой вид.
В 1909 году 23-летний кондитер из Германии по имени Карл Юкхайм (Karl Juchheim) открыл кондитерский магазин в Циндао. Это была китайская территория, переданная по концессии Германии. Вскоре к нему присоединилась его молодая жена Элиза.
Но в 1915 году, когда этот приморский город в ходе войны оккупировала Япония, Юкхайма отправили в лагерь для интернированных на японской территории, где продержали его пять лет.
Япония создала несколько лагерей, где находились почти 5 000 немецких военнопленных. Японцы охотно впитывали западные обычаи, обогащая новый облик Японии в роли колониальной державы, поэтому они воспользовались появившейся возможностью и стали учиться у своих узников печь хлеб и варить пиво.
В 1919 году, когда Юкхайм еще был в заключении, ему предложили печь и продавать немецкий многослойный пирог круглой формы баумкухен на торговой выставке в Хиросиме. Японцы были очарованы.
Когда закончилась война, Юкхаймы не стали возвращаться в Германию, а остались в Японии на постоянное жительство. В 1921 году они открыли в Иокогаме первую в Японии кондитерскую, а два года спустя, после мощного землетрясения, перевели ее в Кобе.
Прошло почти сто лет, а компания Juchheim, которую создала эта чета, по-прежнему занимает прочные позиции. У нее есть фабрики, магазины и рестораны по всей Японии. Ее фирменное изделие – по-прежнему баумкухен, он стал популярным японским десертом.
Свое наследие в Японии оставил не только Юкхайм, но и другие немецкие заключенные. Основатель компании Pasco Shikishima Corp., ставшей одним из крупнейших в Японии производителей хлеба, научился печь хлеб у другого немецкого пекаря, которого тоже содержали в одном из лагерей. Производитель ветчины и колбасы компания Lohmeyer, у истоков которой стоял взятый в плен в Циндао немецкий подводник Август Лохмейер (August Lohmeyer), по-прежнему известен всей Японии.
На фото: пирог баумкухен от японской компании Juchheim.
Канада вступила в Первую мировую войну в качестве владения Великобритании, а закончила ее как самостоятельное государство и член Лиги Наций. Канадские руководители практически не участвовали в принятии решения о вступлении их страны в войну. Канада, как и другие колониальные владения Британии типа Австралии, Южной Африки и Новой Зеландии, была обязана воевать, потому что воевал Лондон.
33 000 солдат стали первым контингентом, набранным из определенного слоя населения: почти 70% из них были британскими иммигрантами. Но призыв все изменил. В 1917 году премьер-министр Роберт Борден (Robert Borden) решил, что стране нужны сотни тысяч новых солдат. Сначала канадские солдаты служили в разных частях, а командовали ими британские командиры. Но весной 1917 года четыре канадские дивизии сражались уже как единое боевое соединение под началом одного командующего. Канадцы в считанные дни захватили удерживаемый немцами гребень Вими, потеряв 3 500 человек убитыми. Битва при Вими не стала переломным моментом в Первой мировой войне, но она стала источником непреходящей гордости. Спустя несколько месяцев после этой битвы командовать канадским корпусом поставили канадского генерал-лейтенанта.
Последовали и другие победы, включая Стодневное наступление, когда канадские войска в составе британских экспедиционных сил разгромили 47 немецких дивизий. В итоге в войне приняли участие более 600 000 канадцев. Свыше 60 000 погибли, а 170 000 получили ранения.
С созданием имперского военного кабинета Канада и другие доминионы обрели больше прав и влияния на военную стратегию. Это также создало прецедент для послевоенных переговоров, когда доминионы потребовали, чтобы у них были собственные делегации на Парижской мирной конференции, о чем пишет историк Маргарет Макмиллан (Margaret MacMillan).
Доминионы добились уступок. Когда Британия в 1939 году вступила во Вторую мировую войну и обратилась к Канаде с просьбой поддержать ее, канадский премьер-министр Уильям Лайон Макензи Кинг (William Lyon Mackenzie King) заявил, что сам будет принимать решение как глава независимого государства.
Канада вступила в Первую мировую войну в качестве владения Великобритании, а закончила ее как самостоятельное государство и член Лиги Наций. Канадские руководители практически не участвовали в принятии решения о вступлении их страны в войну. Канада, как и другие колониальные владения Британии типа Австралии, Южной Африки и Новой Зеландии, была обязана воевать, потому что воевал Лондон.
33 000 солдат стали первым контингентом, набранным из определенного слоя населения: почти 70% из них были британскими иммигрантами. Но призыв все изменил. В 1917 году премьер-министр Роберт Борден (Robert Borden) решил, что стране нужны сотни тысяч новых солдат. Сначала канадские солдаты служили в разных частях, а командовали ими британские командиры. Но весной 1917 года четыре канадские дивизии сражались уже как единое боевое соединение под началом одного командующего. Канадцы в считанные дни захватили удерживаемый немцами гребень Вими, потеряв 3 500 человек убитыми. Битва при Вими не стала переломным моментом в Первой мировой войне, но она стала источником непреходящей гордости. Спустя несколько месяцев после этой битвы командовать канадским корпусом поставили канадского генерал-лейтенанта.
Последовали и другие победы, включая Стодневное наступление, когда канадские войска в составе британских экспедиционных сил разгромили 47 немецких дивизий. В итоге в войне приняли участие более 600 000 канадцев. Свыше 60 000 погибли, а 170 000 получили ранения.
С созданием имперского военного кабинета Канада и другие доминионы обрели больше прав и влияния на военную стратегию. Это также создало прецедент для послевоенных переговоров, когда доминионы потребовали, чтобы у них были собственные делегации на Парижской мирной конференции, о чем пишет историк Маргарет Макмиллан (Margaret MacMillan).
Доминионы добились уступок. Когда Британия в 1939 году вступила во Вторую мировую войну и обратилась к Канаде с просьбой поддержать ее, канадский премьер-министр Уильям Лайон Макензи Кинг (William Lyon Mackenzie King) заявил, что сам будет принимать решение как глава независимого государства.
Первая мировая война открыла эпоху промышленного производства продуктов питания, и самый яркий пример в этом отношении показала Франция, издавна считающаяся оплотом гастрономии.
Армейские полевые кухни не могли обеспечить всех солдат на линии фронта, и поэтому многие получали сухие пайки, которыми они могли питаться пару дней – хотя многие питались ими гораздо дольше.
Каждый французский солдат ежедневно получал 300-граммовую банку говяжьей тушенки, 300 граммов галет, которые называли «военным хлебом», 80 граммов сахара, 36 граммов кофе, 50 граммов супового концентрата, две унции алкоголя и 125 граммов шоколада на сладкое. Об этом в своей книге La cuisine des tranchees («Окопная кухня») пишет Сильвано Сервенти (Silvano Serventi). Многие солдаты до войны никогда не пробовали консервы.
Продукты промышленного производства, такие как суповые кубики и макароны, которые до войны не имели широкого распространения, стали намного популярнее с развитием технологий переработки, потому что полуфабрикаты были дешевле, а люди привыкли есть фасованные пищевые продукты.
Шоколад, который солдатам во время войны давали как лакомство, после нее тоже стал вполне доступной роскошью. «В каталогах того времени плитки шоколада после войны стали появляться намного чаще, чем до нее», - говорит Брюгель.
Для утоления жажды и для снижения паникерских настроений в окопах во французской армии солдатам также стали выдавать красное вино. По словам Сервенти, вначале они получали четверть литра в день, но со временем дневную норму довели до целой бутылки 0,75 литра.
Когда польский химик Казимир Функ (Kazimierz Funk) в 1912 году открыл витамины и выяснил, как они влияют на здоровье, это также способствовало изменениям в рационе питания. Данное открытие изменило всю иерархию продуктов. Если прежде многие люди считали благородной и здоровой пищей мясо, рыбу, яйца и прочие богатые белками продукты, то теперь стрелка весов стала склоняться в сторону овощей и фруктов.
На фото: президент Комиссии по консервированию продуктов питания Нового Ганновера В.А. МакГирт, около 1917 года.
Первая мировая война открыла эпоху промышленного производства продуктов питания, и самый яркий пример в этом отношении показала Франция, издавна считающаяся оплотом гастрономии.
Армейские полевые кухни не могли обеспечить всех солдат на линии фронта, и поэтому многие получали сухие пайки, которыми они могли питаться пару дней – хотя многие питались ими гораздо дольше.
Каждый французский солдат ежедневно получал 300-граммовую банку говяжьей тушенки, 300 граммов галет, которые называли «военным хлебом», 80 граммов сахара, 36 граммов кофе, 50 граммов супового концентрата, две унции алкоголя и 125 граммов шоколада на сладкое. Об этом в своей книге La cuisine des tranchees («Окопная кухня») пишет Сильвано Сервенти (Silvano Serventi). Многие солдаты до войны никогда не пробовали консервы.
Продукты промышленного производства, такие как суповые кубики и макароны, которые до войны не имели широкого распространения, стали намного популярнее с развитием технологий переработки, потому что полуфабрикаты были дешевле, а люди привыкли есть фасованные пищевые продукты.
Шоколад, который солдатам во время войны давали как лакомство, после нее тоже стал вполне доступной роскошью. «В каталогах того времени плитки шоколада после войны стали появляться намного чаще, чем до нее», - говорит Брюгель.
Для утоления жажды и для снижения паникерских настроений в окопах во французской армии солдатам также стали выдавать красное вино. По словам Сервенти, вначале они получали четверть литра в день, но со временем дневную норму довели до целой бутылки 0,75 литра.
Когда польский химик Казимир Функ (Kazimierz Funk) в 1912 году открыл витамины и выяснил, как они влияют на здоровье, это также способствовало изменениям в рационе питания. Данное открытие изменило всю иерархию продуктов. Если прежде многие люди считали благородной и здоровой пищей мясо, рыбу, яйца и прочие богатые белками продукты, то теперь стрелка весов стала склоняться в сторону овощей и фруктов.
На фото: президент Комиссии по консервированию продуктов питания Нового Ганновера В.А. МакГирт, около 1917 года.
Область Шампань, которая сегодня производит более 350 миллионов бутылок игристого вина в год, после Первой мировой войны изменилась навсегда. Война на Западном фронте не только избороздила ее виноградники шрамами окопов, но и косвенно повлияла на то, что сегодняшнее шампанское – преимущественно сухое.
Ключевым рынком шампанского в первом десятилетии XX-го века была Россия, а ее придворная аристократия отдавала предпочтение сладким маркам. Но в 1918 году, после Первой мировой войны и большевистской революции, все изменилось.
Спустя несколько недель после начала боевых действий в 1914 году германская армия вошла в главный город Шампани Реймс, где работали знаменитые торговые дома, такие как Veuve Clicquot, Krug и Taittinger. Город подвергался обстрелам более трех лет. Но производство шампанского шло своим чередом.
Несмотря на сыпавшиеся градом снаряды, женщины, старики и дети собирали виноград, использовавшийся для приготовления марочного вина. Затем его перевозили в погреба, которые также служили складами для боеприпасов и бомбоубежищами для солдат. За год до окончания войны российский рынок рухнул из-за большевистской революции, и виноделам пришлось искать новые рынки сбыта. Они обратились к британцам, которые в силу своей сдержанности и сухости предпочитали брют. Со временем это привело к появлению того типа шампанского, который преобладает в настоящее время.
После Первой мировой войны из-за революции исчез один рынок, а на горизонте замаячил американский сухой закон, и шампанское оказалось в очень неприятной ситуации. Но спустя год после войны регион создал классификацию виноградников, которая, как говорит автор книги The Finest Wines of Champagne («Прекраснейшие вина Шампани») Майкл Эдвардс (Michael Edwards), заложила основы для успеха современного шампанского.
Область Шампань, которая сегодня производит более 350 миллионов бутылок игристого вина в год, после Первой мировой войны изменилась навсегда. Война на Западном фронте не только избороздила ее виноградники шрамами окопов, но и косвенно повлияла на то, что сегодняшнее шампанское – преимущественно сухое.
Ключевым рынком шампанского в первом десятилетии XX-го века была Россия, а ее придворная аристократия отдавала предпочтение сладким маркам. Но в 1918 году, после Первой мировой войны и большевистской революции, все изменилось.
Спустя несколько недель после начала боевых действий в 1914 году германская армия вошла в главный город Шампани Реймс, где работали знаменитые торговые дома, такие как Veuve Clicquot, Krug и Taittinger. Город подвергался обстрелам более трех лет. Но производство шампанского шло своим чередом.
Несмотря на сыпавшиеся градом снаряды, женщины, старики и дети собирали виноград, использовавшийся для приготовления марочного вина. Затем его перевозили в погреба, которые также служили складами для боеприпасов и бомбоубежищами для солдат. За год до окончания войны российский рынок рухнул из-за большевистской революции, и виноделам пришлось искать новые рынки сбыта. Они обратились к британцам, которые в силу своей сдержанности и сухости предпочитали брют. Со временем это привело к появлению того типа шампанского, который преобладает в настоящее время.
После Первой мировой войны из-за революции исчез один рынок, а на горизонте замаячил американский сухой закон, и шампанское оказалось в очень неприятной ситуации. Но спустя год после войны регион создал классификацию виноградников, которая, как говорит автор книги The Finest Wines of Champagne («Прекраснейшие вина Шампани») Майкл Эдвардс (Michael Edwards), заложила основы для успеха современного шампанского.
Популярность карикатур во время Первой мировой войны резко выросла. Они стали появляться в журналах, на плакатах и на открытках.
В отличие от фотографий того времени, карикатуры были яркими, и известные художники-карикатуристы оказались в большой цене. Фотоаппаратов не было почти ни у кого, хотя солдаты на Западном фронте часто фотографировались за деньги, просто чтобы показать своим родным, что они до сих пор живы.
А тем, кто переживал последствия военных жестокостей, фотографии казались слишком выразительными для ежедневного просмотра.
Карикатуры стали своего рода клапаном сброса давления, давая гражданам возможность посмеяться над политиками и над противником, немного забыв о мрачной повседневной действительности.
Они также использовались в качестве пропаганды и стали ценным средством ведения войны. В карикатурах окопных газет врага изображали маленьким и нелепым, уменьшая страх перед ним и давая солдатам возможность почувствовать себя сильнее, чем на самом деле.
В журнальных и газетных карикатурах врагов также изображали в виде чудовищ, часто используя тему животных, дьявола и смерти.
В карикатурах также была информативная составляющая. Например, людям в них советовали надевать противогазы во время воздушных налетов и экономить еду.
Комиксы, которые мы видим в магазинах сегодня, появились именно из неистощимого источника карикатур времен Первой мировой войны.
Популярность карикатур во время Первой мировой войны резко выросла. Они стали появляться в журналах, на плакатах и на открытках.
В отличие от фотографий того времени, карикатуры были яркими, и известные художники-карикатуристы оказались в большой цене. Фотоаппаратов не было почти ни у кого, хотя солдаты на Западном фронте часто фотографировались за деньги, просто чтобы показать своим родным, что они до сих пор живы.
А тем, кто переживал последствия военных жестокостей, фотографии казались слишком выразительными для ежедневного просмотра.
Карикатуры стали своего рода клапаном сброса давления, давая гражданам возможность посмеяться над политиками и над противником, немного забыв о мрачной повседневной действительности.
Они также использовались в качестве пропаганды и стали ценным средством ведения войны. В карикатурах окопных газет врага изображали маленьким и нелепым, уменьшая страх перед ним и давая солдатам возможность почувствовать себя сильнее, чем на самом деле.
В журнальных и газетных карикатурах врагов также изображали в виде чудовищ, часто используя тему животных, дьявола и смерти.
В карикатурах также была информативная составляющая. Например, людям в них советовали надевать противогазы во время воздушных налетов и экономить еду.
Комиксы, которые мы видим в магазинах сегодня, появились именно из неистощимого источника карикатур времен Первой мировой войны.