Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россия берет курс на дипломатическую «оттепель»

© REUTERS/ Alexander DemianchukДмитрий Медведев принял участие в церемонии начала строительства газопровода "Северный поток"
Дмитрий Медведев принял участие в церемонии начала строительства газопровода Северный поток
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Остались в прошлом евразийские мечтания и славянофильские теории «Москва – третий Рим»: кризис обязывает, и Россия сегодня видит себя европейской страной. Москва отказывается от восприятия мира сквозь призму «враги-друзья», но сможет ли она в результате отбросить свои имперские амбиции и руководствоваться прежде всего экономическими интересами?

Россия - это Азия или Европа? На днях на этот вечный вопрос был дан ответ - на сайте журнала Русский Newsweek была опубликована новая внешнеполитическая доктрина. Этот «конфиденциальный» документ, ставит во главу угла укрепление отношений с Европейским союзом и США.

Остались в прошлом евразийские мечтания и славянофильские теории «Москва – третий Рим»: кризис обязывает, и Россия сегодня видит себя европейской страной. Москва отказывается от восприятия мира сквозь призму «враги-друзья», но сможет ли она в результате отбросить свои имперские амбиции и руководствоваться прежде всего экономическими интересами?

Программа предусматривает привилегированное сотрудничество с ЕС вплоть до создания «пилотного проекта модернизационного альянса». США тоже не останутся в стороне. С помощью начавшейся с приходом власти Барака Обамы перезагрузки Москва хочет покончить с действующими американскими ограничениями на передачу технологий.

Что еще более удивительно, Китай в документе описывается как деятель, чьи амбиции следует поумерить: «В современных условиях наша поддержка часто становится китайцам нужнее, чем их нам».

Настоящая революция - ни больше ни меньше!

Составленная группой российских дипломатов программа знаменует конец антагонистического видения мира, которое стало определяющим с момента прихода к власти Владимира Путина в 2000 году. Железный российский лидер пытался представить свою страну как осажденную крепость, готовую ответить провокации врага, как это было во время войны в Грузии в августе 2008 года.

С первого взгляда программа прекрасно вписывается в проект «модернизации» России, о которой столько говорит президент Дмитрий Медведев. В ноябре 2009 года он назвал Россию «отсталым и коррумпированным» государством с «примитивной экономикой» и «слабой демократией». С тех самых пор из Кремля не переставая идут приятные западному уху заявления.

7 мая, за два дня празднования 65-й годовщины победы над фашистской Германией, президент Медведев раскритиковал «тоталитарный» режим СССР и преступления Сталина, которые «не могут быть прощены». «Несмотря на то, что он много работал, несмотря на то, что под его руководством страна добивалась успехов, то, что было сделано в отношении собственного народа, не может быть прощено», - рассказал он газете «Известия».

Эти слова президента были тем более неожиданны, что поставили в неудобное положение мэра Москвы Юрия Лужкова с его инициативой развесить повсюду в столице портреты Вождя народов. 9 мая прославляющие Сталина плакаты заполонили улицы Санкт-Петербурга, Владивостока, Омска, Томска… Однако в Москве Сталин все же держался в тени, тогда как по Красной площади впервые маршировали иностранные войска (из Франции, Великобритании, США и Польши).

Кроме того, серьезное потепление наметилось и в отношениях Москвы и Варшавы. Для России и Польши пришло время «посткатастрофической» дипломатии: почвой для примирения сторон послужила трагическая смерть польского лидера Леха Качиньского в авиакатастрофе 10 апреля. И обставленная с большой помпой передача Медведевым документов по Катыни исполняющему обязанности президента Польши Брониславу Коморовскому не принесла в принципе ничего нового. Настоящая разрядка началась еще в апреле.

Так в чем же причина такой перемены политического курса? Российские наблюдатели выдвигают сотни теорий. Самая распространенная из них такова: тяжелые последствия экономического кризиса привели в 2009 году к падению ВВП страны на 7,9% и резкому сокращению иностранных инвестиций, вследствие чего Россия осознала, что не сможет реализовать свои глобальные проекты без помощи Запада.

«У России нет необходимых качеств для того, чтобы быть одной из основных мировых политических и экономических сил XXI века. Относительного изобилия энергоресурсов и ядерного арсенала для этого недостаточно. Кремль вынужден признать, что Россия не сможет осуществить модернизацию своими собственными силами. Необходимы инвестиции и прочное экономическое партнерство с Западом», считает директор московского Центра Карнеги Дмитрий Тренин.

И не думайте о том, что новая программа может стать для Медведева способом дистанцироваться от своего наставника Владимира Путина в перспективе выборов 2012 года. Определяемая задачами выживания новая политическая линия исходит не только от него: на этот раз двуглавый орел мыслит в одном направлении.    

Как пишут в российской прессе, Медведев пытается выйти из роли Симеона Бекбулатовича, перешедшего в православие татарского князя, которого Иван Грозный по непонятным причинам на год посадил вместо себя в Кремле (с 1575 по 1576 год), а затем отправил «заместителя» в монастырь. Задачей Симеона было лишь придержать место до возвращения хозяина.

В случае Медведева дела обстоят несколько иначе. По мнению Николая Петрова из Центра Карнеги, его основная цель – «сохранить власть для Путина». «Он должен улучшить имидж страны и стать источником позитивных сигналов, это причина его назначения», - продолжает он.

Россия не отказалась от притязаний на роль великой державы, но теперь пытается осуществить эти планы наиболее эффективным способом, в том числе путем приобретения промышленных и энергетических активов в бывших советских республиках. Балтийские страны в новой программе характеризуются как благоприятная зона для роста экономического присутствия России «с учетом резкого падения их инвестиционной привлекательности для стран ЕС и серьезного удешевления национальных активов».

Стремясь оставить позади прошлые разногласия с Западом (как например, оккупация 30% территории Грузии с августа 2008 года), правящий тандем намеревается занять центральное место в новой архитектуре европейской безопасности. Такое послание он пытался донести грандиозным торжеством в Москве, посвященным 65-летию победы над фашистской Германией. Россия хочет выглядеть «освободителем» и «стабилизатором» обстановки в Старом Свете. Но стоит ли верить ей на слово?