В понедельник президент Дмитрий Медведев заявил, что Иран подошел к обладанию потенциалом, позволяющим создать ядерное оружие. Его слова стали самым явным на настоящий момент указанием на то, что ядерная программа Тегерана тревожит Россию.
«Иран приближается к обладанию потенциалом, который, в принципе, может быть использован для создания ядерного оружия», - сказал, по сообщениям российских информационных агентств, Медведев на встрече с российскими дипломатами.
Россия, традиционно считающаяся дипломатическим и экономическим союзником Исламской республики, в прошлом вела в отношении Тегерана более мягкую политику, чем западные державы, однако в последнее время заметно ужесточила свою позицию.
За эти месяцы иранская ядерная программа, как утверждает Тегеран, заметно продвинулась вперед, несмотря на то, что международное сообщество призывает страну отказаться от вызывающих опасения усилий по обогащению урана.
В воскресенье руководитель атомного ведомства Ирана Али Акбар Салехи (Ali Akbar Salehi) заявил, что Исламская республика произвела около 20 килограмм урана со степенью обогащения 20 процентов.
Медведев заметил, что Иран «ведет себя далеко не лучшим образом».
В прошлом месяце Россия присоединилась к прочим мировым державам и поддержала новые санкции против Тегерана. Медведев еще раз повторил, что, на его взгляд, санкции часто не приводят к должным результатам, но добавил при этом, что в случае Ирана они способны стимулировать переговорный процесс.
«Сейчас требуется терпение и скорейшее возобновление переговорного процесса, диалога с Тегераном», - подчеркнул Медведев.
«Именно в этом мы и видим основной смысл, основную цель новой резолюции Совета безопасности ООН. И если сегодня дипломатия упустит этот шанс, то это станет нашим коллективным провалом», - сказал он.
Западные страны обвиняют Иран в попытках создать ядерную бомбу под прикрытием гражданской атомной программы. Тегеран яростно оспаривает эти обвинения.
Соединенные Штаты и Израиль никогда не исключали применения военной силы в ответ на иранские вызовы, хотя Россия всегда настаивала на том, что конфликт должен быть разрешен дипломатическими мерами.
В прошлом Россия с недоверием относилась к предположениям Запада о том, что иранская ядерная программа не носит мирного характера, однако слова Медведева ясно указывают на то, что Москва перестает доверять Тегерану.
Ужесточение российской политики в отношении Ирана совпало с потеплением отношений с Соединенными Штатами. Вашингтон в последнее время не раз хвалебно отзывался о поддержке со стороны Москвы.
Недавний шпионский скандал между США и Россией, закончившийся на прошлой неделе крупнейшим со времен холодной войны обменом шпионами, грозил помешать этому сближению, однако обе стороны уверяют, что на отношениях между нами он не скажется.
В своей речи перед дипломатами Медведев не упомянул о шпионском скандале, однако подчеркнул, что Россия и Соединенные Штаты «не имеют права останавливаться на пути налаживания взаимопонимания».
«Остатки «холодной войны» уходят в прошлое», - заявил он, добавив, что этот ритм должен стать основой для работы по расширению взаимопонимания во всех областях.
Изменение российского курса также привело к беспрецедентному спаду в отношениях с Ираном. Иранский президент Махмуд Ахмадинежад предупредил Москву, что она рискует подобно Вашингтону стать историческим врагом Тегерана.