На карте Старой Европы едва ли можно найти государство, с которым у Москвы отношения хуже, чем с Великобританией. В некотором смысле можно говорить об исторической закономерности, тянущейся (за некоторыми исключениями) со времен Крымской войны до наших дней.
Если России и Соединенным Штатам со временем удалось научиться не обращать внимание на враждебное отношение друг к другу, разделявшее их, и они со скрипом начали перезагрузку отношений, то в случае России и Великобритании забыть об острых моментах не получается, и ни о каком пересмотре политики не может быть и речи.
Москву и Лондон разделяет не только то, что Великобритания стала убежищем для противников нынешнего российского режима (эта тема вновь была поднята во время визита в Польшу уехавшего лидера чеченских боевиков Ахмада Закаева, который в островном королевстве получил политическое убежище), но и гораздо более неприятные моменты.
Вряд ли сегодня кто-то помнит серию взаимных высылок дипломатов или проблемы с закрытием центров Британского Совета в России. Зато еще свежи воспоминания о бывшем сотруднике российских спецслужб Александре Литвиненко, в организации убийства которого обвиняют Москву.
Но теперь, кажется, Россия выбрала другой путь для улучшения отношений с Альбионом, или же нашла другой способ изменить свой негативный образ в глазах подданных королевства.
В конце марта этого года российский олигарх Александр Лебедев за один фунт приобрел британскую газету The Independent, уже вторую после The Evening Standard. Влиятельное периодическое издание уже давно испытывало трудности в связи со снижением тиража, который из-за экономического кризиса и перехода к цифровому формату упал с 438 тысяч в 2002 году до 183 тысяч экземпляров в начале этого года.
Лебедев пообещал улучшить положение газеты и вернуть ей былую славу, и у него на самом деле что-то стало получаться. По данным британской компании Audit Bureau of Circulations, тираж издания в августе по сравнению с прошлым годом упал только на неполные три процента (например, тираж The Times снизился на 14%, The Daily Telegraph - на 17%), а посещаемость сайта увеличилось на 34%.
Однако цели, для которых русский олигарх решил инвестировать в британскую прессу, до сих пор вызывают подозрения.
Известно, что, несмотря на скандал с обнародованием утки о разводе Владимира Путина и его свадьбе с гимнасткой Алиной Кабаевой (эта история свернула шею газете Лебедева «Московский корреспондент»), Александр Лебедев не входит в клуб олигархов, выступающих против режима. Скорее, наоборот.
О бывшем сотруднике КГБ в Лондоне и 34-м самом богатом россиянине (состояние Лебедева, по данным журнала Forbes, оценивается в 2 миллиарда долларов) известно, что он поддерживает дружеские отношения с верхушкой российской политической элиты, в том числе и с первым вице-премьером Сергеем Ивановым, одним из кандидатов в преемники Владимира Путина на президентском посту, а также с бывшим начальником российской секретной службы ФСБ Николаем Патрушевым.
При этом связи не мешают Лебедеву поддерживать и тех, кто находится по другую сторону политических баррикад. Они ему, скорее, помогают. И хотя финансирование оппозиции в России – предприятие рискованное, вместе с бывшим президентом СССР Михаилом Горбачевым Лебедев владеет 49% акций наиболее влиятельного оппозиционного издания «Новая газета».
Это наводит на мысль, что покупка британской газеты - не просто проявление филантропии и попытка удержать на плаву одного из гигантов журналистики королевства.
«И мне, и вам ясно, что теперь газета принадлежит российскому олигарху, который не только бывший сотрудник КГБ, но и, как утверждают, близок к Кремлю. Это, конечно, повод для беспокойства, - сказал главный редактор британского консервативного ежемесячного издания Standpoint Даниэль Джонсон (Daniel Johnson). «Я бы не хотел обвинять конкретных британских журналистов в том, что владелец The Independent оказывает на них какое-то давление. Однако, бесспорно, смена владельца повлияла на редакционную политику», - добавил он.
Таким образом, не исключено, что и для случая Александра Лебедева подходит крылатое выражение «бывших разведчиков не бывает» и что за покупкой The Independent и The Evening Standard может стоять желание Кремля и контролируемых им спецслужб непосредственно влиять на общественное мнение в Великобритании.
С точки зрения восстановления подмоченной репутации можно сказать, что это путь наименьшего сопротивления. Целенаправленная кампания в СМИ приносит гораздо большие плоды, чем переговоры на высшем уровне, которые в случае российско-британских отношений пока всегда заканчивались неудачно. А для Кремля это особенно важно сейчас, до постепенно приближающихся парламентских и президентских выборов.
Россия, безусловно, захочет склонить в свою сторону не только британскую, но и всю западную общественность, чтобы смягчить критику традиционно непрозрачного голосования. Газеты, контролируемые бывшим агентом КГБ, в этом случае могут оказать неоценимую услугу.