Недавно два старых врага – Россия и НАТО — решили, что готовы сотрудничать. Условия партнерства между ними, сформулированные на саммите НАТО в Португалии, подразумевают, что Россия увеличит свою роль в войне, которую США и НАТО ведут в Афганистане. Однако многие россияне, сохранившие болезненные воспоминания о советском опыте вторжения в Афганистан, опасаются, что история может повториться.
Московская Пушкинская площадь может служить неплохим символом смешения российских и западных интересов – она была названа в честь знаменитого поэта, и при этом когда-то на ней открылся первый в стране ресторан «Макдональдс». На этой площади любит обедать Федор Лукьянов, редактор журнала «Россия в глобальной политике», тщательно отслеживающий споры вокруг отношений Россия и НАТО.
По словам Лукьянова, Россия осознала новый взаимный интерес: добиться стабильности в Афганистане после войны. «Россия столько раз требовала признать за собой сферу привилегированных интересов, что для нашего имиджа будет абсолютно пагубно, если мы скажем теперь, что это не наше дело», - говорит он.
Впрочем, дело не только в имидже. Москву все сильнее беспокоит поток наркотиков и экстремизма, хлынувший из Афганистана в бывшие советские республики Средней Азии. Становится понятно, что для того, чтобы стабилизировать регион, России следует координировать усилия с НАТО.
Однако среди россиян эта идея невероятно непопулярна. В России помнят о 15 тысячах советских солдат, погибших в Афганистане в 1980-х годах, зачастую от рук финансировавшихся Америкой моджахедов. Когда Лукьянов опубликовал статью о том, что Россия и НАТО теперь стали партнерами, читатели ответили ему ядовитыми комментариями. По его словам, его позицию почти никто не поддержал.
«Мои комментаторы пишут, что американцы сами виноваты, им надо позволить потерпеть полное фиаско и Россия не должна им помогать», - рассказывает Лукьянов.
Когда США вторглись в Афганистан после терактов 11 сентября 2001 года, Кремль заявил, что войсками он Америке помогать не будет. Позднее Россия также выражала недовольство тем, что США и НАТО используют авиабазу в Киргизии - бывшей советской республике. Однако на прошлой неделе российский президент Дмитрий Медведев пообещал открыть больше маршрутов для транспортировки грузов НАТО через территорию России. Для НАТО это может оказаться жизненно необходимым, так как в Пакистане на автоколонны альянса постоянно нападают.
Кроме того Россию и НАТО сближает борьба против наркотиков. Около 30 000 россиян погибают каждый год из-за употребления наркотиков. В большинстве случаев их убийцей оказывается афганский героин.
Виктор Иванов, глава российского антинаркотического ведомства, входит в ближний круг премьер-министра Владимира Путина. Иванов - один из тех российских чиновников, которые считают, что Россия должна играть более активную роль будущем Афганистана. Нестабильность в этой стране, по его словам, крайне негативно сказывается на ситуации в регионе.
«Мы видели, как это происходило в Киргизии и Таджикистане, - говорит он. – Есть оппозиционные движения и есть экстремисты. Они контролируют поток героина. Это дает им деньги, а также позволяет им расширять свою деятельность».
В прошлом месяце Иванов отправил в Афганистан несколько российских агентов, чтобы помочь США и НАТО уничтожить четыре лаборатории по производству наркотиков. Афганский президент Хамид Карзай был, по крайней мере, на первых порах, очень недоволен, что его не предупредили об участии не входящей в НАТО страны в операции в Афганистане. Тем не менее, сейчас Россия поговаривает о новых подобных рейдах. Кроме этого, она предлагает обучать афганских пилотов. Впрочем, об отправке войск речь не идет. Однако, с учетом исторического опыта, даже малейшее участие в афганском конфликте беспокоит многих в России.
В 1989 году Афганистан покинули последние советские солдаты. Так закончилась тягостная война, которую многие считали бесцельной тратой денег и жизней. Некоторые россияне воспринимают войну, которую ведет НАТО, как продолжение той: Афганистан опять доказывает, что его невозможно завоевать.
Руслан Аушев – бывший советский и российский генерал, воевавший в Афганистане. Сейчас он возглавляет организацию, помогающую ветеранам. Проведенный в прошлом месяце совместный рейд – пусть даже в нем участвовала только пара сотрудников антинаркотической службы – по его мнению, перешел черту и угрожает имиджу России.
«Даже если там появится один российский солдат, для афганского населения, лишенного современных средств связи, он может превратиться в сотню тысяч, - говорит он. – Снова всплывут дурные воспоминания. В отдаленных деревнях начнут ходить слухи о том, что советские солдаты вернулись в страну».
Это, считает он, будет играть на руку талибам. Они начнут демонизировать новых иностранных интервентов — на сей раз, хорошо им известных.