Сегодня должен завершиться второй суд над падшим российским нефтяным магнатом Михаилом Ходорковским, и этот день станет днем важного испытания для российского правосудия, днем, когда пройдет испытание твердость принятого Медведевым решения преобразовать судебную систему в России и побороть ее печально известную пристрастность.
Приговор по делу Ходорковского, отбывшего уже семь из восьми лет тюремного заключения за уклонение от налогов, а теперь стоящего перед перспективой быть приговоренным еще к четырнадцати годам за растрату, покажет, способны ли российские суды функционировать без принуждения со стороны Кремля.
Одни считают бывшего олигарха героем, другие — злодеем, но на самом деле он — и то, и другое, вместе взятое: современный Икар, пролетевший слишком близко к солнцу (то есть к Владимиру Путину, который так и не простил олигарху решения сделать ставку на спонсирование различных партий, выступавших против власти Путина).
За пределами России мало кто будет спорить, что именно это стало одной из причиной падения Ходорковского, равно как и полученного им в 2003 году сурового приговора. Вражда между ним и Путиным существует до сих пор. Недавно, сидя в своей камере, Ходорковский сказал, что премьер-министр России заслуживает жалости, потому что его любят только его любимые собаки.
Еще до решения суда, что само по себе характерно, Путин назвал Ходорковского вором и сказал, что вор должен сидеть в тюрьме. Подобный обмен любезностями сильно напоминает диалоги царей с их оппонентами, которых они сажали в тюрьму, и это говорит о том, что оба считают приговор формальностью.
За пределами России многих это не заинтересует. После первого заключения Ходорковского в тюрьму делались прогнозы, что иностранные инвесторы начнут избегать России, сочтя путинский режим направленным против бизнеса, но этого не произошло. Основные партнеры России из числа стран Запада, в первую очередь — Германия, судя по всему, понимают суть так называемой управляемой демократии, видя в ней один из, так сказать, наименее худших вариантов. По их ходу мысли, эта система хороша уже тем, что принесла в Россию стабильность.
Великобритания, если выскажется откровенно, потеряет меньше в экономическом плане. Нам нет смысла верить в легенду о Ходорковском-мученике, чтобы настаивать, чтобы Россия соблюдала установленные ею же самой для себя стандарты. Если происходящее выглядит как очередной вердикт, вынесенный в Кремле, то нужно так и сказать.