9 февраля по инициативе фракции либералов (ALDE) в Европарламенте прошел семинар по теме «Россия - стратегический партнер и российская модернизация». Председатель фракции Европейских либералов, бывший премьер министр Бельгии Гий Ферховштадт пригласил лидера российской оппозиции и бывшего премьер-министра России Михаила Касьянова.
RFI: Михаил Михайлович, в Брюссель вы были приглашены группой депутатов-либералов ALDE. А с кем еще из представителей Евросоюза вы встречались?
Михаил Касьянов: Была встреча с президентом Европарламента Ежи Бузеком, у меня также были встречи с представителями разных политических групп: и с консерваторами, и с представителями социалистов и «зеленых». Мы обсуждали вопросы состояния демократии в России, а главное – предстоящих выборов в России. В конце этого года в России пройдут парламентские выборы, в начале следующего – президентские. И то, что мы видели в прошлые периоды – это выборами назвать нельзя, с точки зрения европейской демократии. Поэтому сегодня эта тема встает во весь рост, российские граждане используют эту тему, чтобы потребовать от властей вернуть им право на свободные выборы и менять ситуацию самим.
- Как вам представляется модернизация России?
- То, что говорят российские руководители и непосредственно господин Медведев, это, конечно, ничего общего не имеет с настоящей модернизацией. Принести в страну 2-3 технологии и внедрить их в практику – это не модернизация. А модернизация – это изменение всей ситуации в стране, модернизация всех аспектов, всех сфер жизни граждан, включая политическую, общественную и социальную, не говоря уже об экономической. А это требует серьезных реформ. Прежде всего, политических реформ, возможности граждан участвовать в политической жизни, формировать политические партии независимым общественным организациям, не быть под давлением властей. И чтобы пресса, которая может контролировать власть, была свободной. В том числе – борьба с коррупцией – это вопрос прессы, прессы и независимых общественных организаций. Поэтому сегодня это чрезвычайно важно.
- В принципе, господин Медведев тоже говорит о модернизации. Можно ли говорить о переменах, когда в стране процветает коррупция?
- Конечно, нельзя. Представления Медведева о модернизации являются половинчатыми. Эта модернизация не принесет никаких результатов, поскольку это делается без естественного вовлечения граждан в этот процесс. Это не означает, что граждан надо «затаскивать» в какие-то процессы, заставлять что-то делать. Это означает создать такие условия, чтобы индивидуальные свободы были главным движущим фактором, главной движущей силой такой модернизации. И, конечно, когда Медведев говорит о новых технологиях, это не означает, что новые технологии могут модернизировать всю страну. Можно иметь хорошие технологии, или иметь две, три, пять новых технологий, но люди не будут чувствовать себя свободными людьми и не будут, то, что называется, поглощать плоды такой модернизации.
- На Западе много говорят о том, что господину Путину помогает стабильная экономика в стране. Это на самом деле так или же все-таки это миф о положительных аспектах российской экономики?
- Господину Путину помогает не стабильная экономика, ее просто нет. Господину Путину помогают высокие цены на нефть. Это единственная экономическая помощь, которая на сегодня у него существует. Сегодня экономический рост гораздо хуже, чем он был восемь лет назад, поскольку этот рост основан исключительно на экспорте сырьевых товаров.
Неустойчивость российской экономики выросла. Ничего не сделано для диверсификации экономики, то есть для развития других отраслей. Все концентрируется на поглощение результата экспорта сырьевых товаров, нефти и газа, прежде всего.
- Будут выборы. По-вашему, будут ли допущены все партии, и изменится ли ситуация в России после выборов?
- Мы боремся за это. Мы боремся за то, чтобы все политические силы были допущены к выборам. И если он будут допущены, то можно сказать, что элементы свободных выборов появляются. Второй момент – это контроль над предвыборным процессом и самими выборами, чтобы в день голосования не было фальсификаций и так далее. Это уже вторая тема. Но если таким образом будут проведены выборы, с допуском всех политических сил, и они будут честными и достоверными, и люди в это будут верить, то тогда ситуация будет меняться в лучшую строну. Тогда мы быстро выйдем из тех проблем, в которые мы сейчас попали.
- Вы создали новую народно-демократическую партию. Существует ли опасность того, что вашу партию вообще не зарегистрируют?
- Опасность такая существует. Два раза нас уже не регистрировали, и такая опасность по-прежнему существует. Но мы хотим верить в то, что люди и их растущие требования к власти соблюдать Конституцию - все-таки это давление подействует на власть, и власти не будут прибегать к искусственным способам недопуска реальной оппозиции к власти.
- Говоря о популярности оппозиции и популярности премьера Путина… По разным опросам, его популярность достигает 70-80%. Это правда?
- Если у людей спрашивать «Вам нравится Владимир Путин?», они отвечают «да». Тем более что они отвечают, исходя из двух аспектов: первый – это пропаганда, а второй – это то, что сегодня в России вновь используются технологии старого советского КГБ, и люди боятся отвечать иначе. Поэтому верить в такие опросы нельзя. Это популярность. А то, что касается готовности голосовать, то последний опрос независимого центра Юрия Левады показал, что за Путина готовы голосовать 23% граждан. Это не 70% и не 80%.
- Возможно ли повторение в России Туниса или Египта?
- Вполне возможно, к сожалению. Сегодня эта опасность растет с каждым днем.