Высказав отличное от президента Дмитрия Медведева мнение по Ливии, премьер-министр подал сигнал своим сторонникам.
Своей критикой резолюции Совета безопасности ООН по применению силы в Ливии, против которой не стал возражать Дмитрий Медведев, премьер-министр Владимир Путин нарушил политическое единство правящего тандема. Военное вмешательство Запада напоминает «средневековый призыв к крестовому походу», заявил глава российского правительства, используя ту же риторику, что и Каддафи. Что касается ооновской резолюции, она «неполноценна и ущербна», добавил он. Эти заявления задели Кремль за живое: президент страны назвал такие сравнения «недопустимыми».
За исключением либеральных газет российская пресса практически не уделила внимания возникшим расхождениям, как будто общественное мнение уже давно привыкло к ролевой игре двух лидеров исполнительной власти: одетого в костюм прозападного либерала президента и нацепившего оперение консервативного ястреба премьер-министра. Однако на этот раз обмен ударами был по настоящему беспрецедентным, что можно легко объяснить приближением выборов 2012 года. «На самом деле никакого тандема-то и нет», - уверен знаменитый ведущий «Первого канала» Владимир Познер. Оба политика пообещали договориться о том, кто будет кандидатом на будущих выборах.
Уже несколько недель их приближение сводит с ума приближенных обоих лидеров, которые не знают, что им делать, но на всякий случай начищают оружие.
Неубедительные отговорки
Сторонники обоих лагерей начинают подавать голос. В либеральной команде, министр финансов Алексей Кудрин заявил, что экономическая модернизация страны должна идти одновременно с политической. Кроме того, здесь нужно отметить заместителя руководителя президентской администрации Владислава Суркова, которого многие называют идеологом всего либерального течения. Вокруг двух этих центров притяжения вращается интеллектуальная элита страны и немалая часть деловых кругов, которая выступает, например, за скорейшее вступление России в ВТО. В свою очередь в консервативный лагерь входит вице-премьер Игорь Шувалов, чьи позиции (враждебное отношение к любой настоящей оппозиции) перекликаются с действиями путинской партии «Единая Россия». Известный далеко за пределами страны режиссер и бизнесмен Никита Михалков также является одним из его членов.
«Этот сигнал действительно необычен. Мы увидим, услышим, как хор противников Медведева, включая противников в аппарате власти, а также во власти исполнительной и законодательной, боявшихся до сих пор выступить открыто, может теперь воскликнуть: "Пусть Путин будет нашим лидером и политическим вождем!" А это опасно», - уверен вхожий в кремлевские круги политолог Глеб Павловский. По официальной версии, премьер-министр высказал свое «личное мнение» о ситуации в Ливии. Однако такими отговорками больше никого не убедить. В субботу вечером на телевидении Путин долго расхваливал красоты российской природы. На стене избы, где он давал интервью, висела одежда охотника…