Не исключено, что президентские выборы 2012 года в России уже завершились.
Слова и поступки Владимира Путина в последнее время предельно ясно свидетельствуют о том, что ему надоело быть премьер-министром, и что он хочет вернуть себе пост №1, отобрав его у президента Дмитрия Медведева. И многие считают, что кресло это уже у него в руках.
В условиях яростной борьбы за власть между двумя российскими лидерами (как считают аналитики) изгнание из Кремля ключевого помощника Медведева расценивается как признак того, что Путин одерживает верх.
И недавние заявления самого Медведева о жизни после политики никак не изменили это впечатление.
Две недели назад политический советник Медведева и политический стратег Глеб Павловский обнаружил, что он больше не является желанным гостем в московских коридорах власти. «Я думаю, что потерял свой пост в Кремле по настоянию путинской команды», - сказал Павловский в интервью после того, как на этой неделе в СМИ просочились новости о его отставке, состоявшейся в середине апреля.
«Если Путин вернется в Кремль, это ослабит институт российского президентства», - сказал Павловский, являющийся президентом Фонда эффективной политики. Он заявил, что такой шаг «покажется скандальным даже его собственным сторонникам».
Но Медведев уже дал понять, что видит свое будущее за пределами Кремля. Во время недавнего посещения онлайнового телеканала он сказал, что хотел бы преподавать, потому что «для любого политика, который возглавлял государство, просто must, чтобы он обязательно рассказал о каком-то своем опыте - негативном и позитивном».
Медведев заявил, что хотел бы читать лекции не только в бизнес-школе «Сколково», являющейся одной из ключевых составляющих его амбициозной программы модернизации, «но и в других местах тоже».
«Это была не просто обмолвка, это был белый флаг с его стороны, - заявил Андрей Пионтковский из Института системного анализа. – Медведев, должно быть, утратил надежду на то, что Путин позволит ему остаться в Кремле еще на шесть лет. … Главный политический альфа-самец России так долго ждать не может».
Путин, который воспользовался своей должностью премьер-министра, чтобы добиться проведения в России зимней Олимпиады 2014 года и чемпионата мира по футболу в 2018 году, а также вешал на белого медведя радиомаяк и пел на благотворительном концерте «Blueberry Hill» на английском языке, не увиливает, а настойчиво занимает центральное положение на сцене.
«Медведев сам понимает, что он уступает Путину, - сказал ведущий аналитик из Института географии Дмитрий Орешкин. – Даже если они оба будут баллотироваться, то Путин, кроме имеющейся у него популярности, контролирует Центральную избирательную комиссию, поскольку ее руководитель является его личным другом и преданным сторонником…. В России неважно, как люди голосуют, а важно, как эти голоса считают».
Еще недавно казалось, что победители и проигравшие в величайшей политической игре в России поменялись местами.
В марте Медведев публично упрекнул Путина за его критику военной операции НАТО в Ливии.
Путин сравнил миссию альянса со «средневековым крестовым походом» и отметил, что события в Ливии «лишний раз подтверждают правильность того, что мы делаем по укреплению обороноспособности России».
В тот же вечер Медведев, надевший форму главнокомандующего вооруженными силами, сделал Путину замечание, сказав, что «ни в коем случае недопустимо использовать выражения, которые, по сути, ведут к столкновению цивилизаций, типа «крестовых походов» и так далее».
«Это неприемлемо, - сказал он по поводу заявления Путина. - В противном случае все может закончиться гораздо хуже, чем даже это происходит сегодня. И об этом должны помнить все».
Медведев продолжил свое политическое наступление, издав в конце марта указ, предписывающий членам кабинета министров оставить свои посты в советах директоров крупных государственных компаний, чтобы способствовать укреплению духа свободной конкуренции. Правой руке Путина и «серому кардиналу» Игорю Сечину, являющемуся заместителем премьера, пришлось оставить свой пост председателя совета директоров ведущей российской нефтяной компании «Роснефть».
Да и другие люди из правящей партии «Единая Россия» тоже были быстро сняты с должностей, когда открыто поддержали путинскую позицию по Ливии.
Но Путин решительно взял реванш в апреле, выступив с четырехчасовым отчетом о деятельности правительства в нижней палате парламента. В своей речи он изложил будущую стратегию, заявив, что «Россия должна войти в число пяти ведущих мировых экономик мира, а по ВВП на душу населения выйти на уровень более 35000 долларов на человека».
«Это была речь не премьера, а президента, в которой изложено стратегическое видение развития страны на десятилетия вперед, - сказал аналитик Орешкин. – В отличие от энергичного и вездесущего Путина, Медведев выглядел как сдутый воздушный шарик, знающий, что его время в должности подходит к концу, и что шансов на переизбрание у него нет».
На пресс-конференции во время визита в Стокгольм на этой неделе Путин выглядел как никогда уверенно, заявив о том, что гонка 2012 года быстро сужается и сводится к одному-единственному кандидату: «Время настанет, и мы примем соответствующее решение. Вам понравится – будете довольны!»