Российский лидер Дмитрий Медведев в конце июня заявил, что хочет стать президентом во второй раз. Эти слова прозвучали во время Петербургского делового форума в интервью британской газете The Financial Times. Однако глава государства, как будто опомнившись, сразу же добавил, что не станет препятствовать премьер-министру Владимиру Путину, если тот решит баллотироваться.
Главный вопрос российской политической жизни этого года, похоже, близок к своему разрешению. Ждать момента, когда два главных мужа страны решат, кто из них будет править ею следующие четыре года, осталось недолго. Эксперты утверждают, что между ними может начаться скрытая борьба за это кресло, но пройдет она на этапе выдвижения кандидата от правящей партии «Единая Россия». «Оба лидера не станут показывать всему миру, что хотят стать президентами, борьба между сторонниками Путина и Медведева пройдет за кулисами. До осени 2011 года, к моменту конференции главной партии, мы уже будем знать результат», - считает глава Центра стратегического планирования (Москва) Валерий Сарватов. По его мнению, вопрос единого кандидата сейчас активно обсуждается во власти.
Свои четыре года на высшем посту в России Дмитрий Медведев потратил на то, чтобы отойти от образа Владимира Путина и создать собственный имидж внутри страны и за рубежом. Ему это удалось, но лишь частично. Он сразу же избрал себе роль реформатора, стремящегося модернизировать Россию. Приблизительно под такими же лозунгами к власти пришел и Барак Обама. Теперь у обоих президентов на носу выборы, а проблем становится все больше. И реформаторами их считает далеко не большая часть населения.
Впрочем, в борьбе за президентское кресло, если она все же начнется, оба претендента явно не прибегнут к громким демаршам и созданию собственной партии. Ведь никто не заинтересован в расшатывании властной лодки, Кремль должен показать, что это всего лишь закулисные интриги, как во времена СССР, когда смена генеральных секретарей не влияла на мощь партии. Важной задачей также станет не допустить оппозицию к выборам и отсеять неудобных кандидатов. В этом солидарны все, на выборах будет только два претендента на президентский пост. Но пока непонятно, кто именно.
Два реформатора
Дмитрий Медведев стал президентом почти на полгода раньше Барака Обамы, но всегда стремился показать себя реформатором и новатором, как и американский лидер. Обама пришел к власти на волне недовольства традиционными методами управления, которые применял Вашингтон, и пообещал изменить отношение государства к каждому гражданину. С ним связывались большие надежды.
Дело Медведева было сложнее, сначала его отождествляли со временным лидером без собственной точки зрения. Владимир Путин уже не мог избираться в третий раз, поэтому ему был необходим отдых на посту главы правительства. Находясь на этом посту, он не терял влияния на власть, в то же время имея меньше ответственности, чем президент. Посему Медведеву нужно было выйти из тени своего предшественника и показать, что он достоин доверия.
Для достижения этих целей оба президента избрали схожие пути – модернизацию. Но именно с этого места и начинаются существенные отличия. Экономический кризис не только ударил по экономике России, но и еще больше привязал ее к поставкам нефти в Европу. Теперь, по мнению отдельных экспертов, Москва смотрит на мир через нефтяную и газовую трубу.
Цены на энергоносители изрядно выросли. Баррель нефти достигла своей исторической отметки в $130, в Кремль плывет поток долларов, и необходимости перестраивать экономику пока нет. Тем более, как считает старший аналитик Совета по международным отношениям Мартин Линч, цены на ресурсы очень помогли России. «В 2011 году тренд на подорожание ресурсов станет основным, поэтому таким странам, как Россия, Австралия или Канада, нечего волноваться. Мировая промышленность восстанавливается и требует больше полезных ископаемых», - объяснил эксперт «Главреду».
Поэтому в вопросе модернизации президент больше занимался инфраструктурными и научными проектами, такими как центр науки в городке Сколково. Но многие из них сейчас далеки от завершения, кроме того, на них нужно израсходовать уйму денег. По мнению Валерия Сарватова, подобные идеи немного непонятны большинству населения, поскольку социальный уровень в России не очень высок, а глава государства занимается наукой вместо экономики. Здесь понятнее был Владимир Путин, занимавшийся конкретными экономическими делами.
С другой стороны океана Барак Обама тоже не сумел донести до избирателей свою программу. Его реформы не встречали поддержки, а популярность падала. Многие обвиняли его в снисходительности ко всем и попытках быть добрым любой ценой. Поэтому его шансы на повторное президентство и пошатнулись. Тем не менее, ему не придется бороться с таким влиятельным соперником, как свой же глава правительства.
Далекий гром
Первые серьезные разговоры о том, что между двумя главными руководителями России может возникнуть конфликт за президентское кресло, начались осенью 2010 года. Тогда провластные СМИ стали показывать компромат на мэра Москвы Юрия Лужкова. Было ясно, что все делалось по согласованию Кремля и президента, которому поднадоел влиятельный шеф столицы.
Сначала Лужков старался заручиться поддержкой главы правительства. Но Владимир Путин ответил молчанием. Мэра сняли, а его место занял Сергей Собянин, который ближе к Медведеву, чем к Путину. Кроме того, в июне 2011 года президент вообще заявил, что нужно ликвидировать автономию Москвы и создать там федеральный округ. Если это сделают, то долгие годы полуавтономии столицы останутся позади.
С тех пор ситуация стала меняться. Пока властный тандем остается постоянным и нерушимым. Но, по неофициальной информации, каждая из двух групп начинает концентрироваться вокруг главных кандидатов. Губернаторы и чиновники в областях потихоньку определяются, кого именно они будут поддерживать. Причем в России не будет первичных выборов, как в США, здесь все должно решиться на партийной конференции осенью 2011 года.
Многие эксперты считают, что президент уступит главе правительства и не станет выдвигать свою кандидатуру. За это он получит должность в руководстве страны. Но с другой стороны, Дмитрий Медведев может попробовать побороться за главный пост.
Шансы реформатора и оппозиции
«Понятно, что Медведев не пойдет в официальную оппозицию к власти. За годы правления Путина государство показало, что подобные методы политической борьбы бесперспективны», - считает Мартин Линч. По его мнению, у оппозиции вообще нет шансов на победу. В придачу к этому недавно министерство юстиции России отказалось зарегистрировать партию бывшего премьер-министра Михаила Касьянова, ибо в уставе партии нашли мелкие нарушения. Это еще раз свидетельствует, что оппозиции не дадут даже побороться за кресло президента.
По-видимому, их основных кандидатов даже не зарегистрируют, ведь в таком случае им необходимо будет давать время для выступлений в СМИ и невозможно запретить агитацию. Этого власть допустить не может. Ведь, по данным социологических исследований западных аналитических центров, в России постепенно растет число недовольных властью, и давать им возможность говорить на всю страну неразумно.
А сам Медведев обретет шансы на победу только в том случае, если сейчас использует все ресурсы для получения поддержки со стороны правящей партии. За первые четыре года он не доказал своей незаменимости для страны и не построил вертикаль власти, как Владимир Путин, но может рискнуть и побороться за главный приз. Однако в случае поражения он навсегда будет выключен из власти России.