Легко критиковать премьер-министра Владимира Путина. Многие годы на этих страницах легко и охотно – и мы уверены, справедливо – появлялись призывы к Путину решить проблемы, связанные с ростом коррупции, избирательным правосудием и его откатом назад от демократии.
Объявление Путина в субботу о том, что он будет выдвигаться в президенты на выборах 2012 года, с треском открывает дверь для новых проявлений беспокойства по поводу судьбы российской демократии и гражданского общества, раз Путин практически наверняка вернется в Кремль на шестилетний срок, а возможно, и еще на один шестилетний срок после этого.
Но третий президентский срок для Путина – это отнюдь не безнадежность. Вот пять причин, по которым иностранные инвесторы могут быть рады и приветствовать заявление Путина на съезде «Единой России» и его слова на экономическую тематику, сказанные днем ранее на том же мероприятии.
1. Закончилась неопределенность относительно того, кто будет выдвигаться на выборах 2012 года. Хотя Путин давно считался фактическим лидером страны, именно тем, кто управляет, отсутствие ясности со стороны Путина и президента Дмитрия Медведева о том, кто из них будет выдвигаться, долгие месяцы, если не годы, озадачивало и приводило в недоумение инвесторов. Повторяемые обещания продолжения проведения нынешней политики сталкивались с тем, что выглядело как конфликтующие между собой заявления со стороны Путина и Медведева о внутренних политических реформах, внешней политике, и даже о том, когда будет сделано заявление о том, кто из них двоих будет выдвигаться в президенты. В условиях, когда до выборов остается всего пять месяцев, загадка 2012 года ставила потенциальные препятствия для продолжения инвестиций и выглядела определенно смущающей и сбивающей с толку, особенно на контрасте с развитыми демократиями, подобными Соединенным Штатам, где кандидаты от оппозиции уже теснятся и борются в попытке одолеть Барака Обаму – более чем за год до голосования.
2. Американо-российская «перезагрузка» продолжится. В то время как Медведеву и его воспринимающейся как более либеральной политике широко приписывалось улучшение отношений с Вашингтоном, сейчас ясно, что все это время решал все Путин, и тем самым именно он стал конструктором «перезагрузки». Медведев дал понять в субботу на съезде «Единой России», что они с Путиным предварительно договорились о путинском возвращении еще тогда, когда они заключили свое первое соглашение о «правящем тандеме» в 2007 году. Хорошая новость для инвесторов в том, что политическая перезагрузка, судя по всему, имеет громкий успех и сохранится – из-за наличия многочисленных общих интересов двух стран по разным вопросам – от Афганистана до Ближнего Востока. При Путине обе стороны смогут продвинуться вперед в своей повестке дня и в плане появления перезагрузки и в экономическом секторе. Экономическая перезагрузка уже, судя по всему, приносит плоды – прежде всего, принимая во внимание, что соглашение о вхождении России во Всемирную торговую организацию уже вот-вот будет заключено. Кое-какая перезагрузка имеет место быть и в отношениях с Европейским Союзом, и есть причины ожидать, что экономические отношения продолжат улучшаться и процветать в годы президентства Путина.
3. Стабильность. Если Путин что и доказал за одиннадцать лет своего пребывания у власти, так это то, что он сильный лидер, заинтересованный в стабильности для России. Его средства введения этой стабильности и поддержания ее развели коррупцию и увеличили опасения относительно состояния демократии и ситуации с гражданским обществом. Но в то же самое время инвестиционный климат значительно улучшился после хаотичных 1990-х, среди прочего, были приняты ключевые законодательные нормы и положения, которые позволили инвесторам работать в рамках понятных, пускай даже и часто нарушаемых, правовых рамок, власти стали прилагать явно большие усилия для того, чтобы справиться с озабоченностью инвесторов, и обеспечить устойчивый рост уровня жизни, который привел к росту потребительского спроса.
Между прочим, важной частью стабильности является предсказуемость, а Путин надежно консервативен в отношении политических вопросов и вопросов безопасности, а также настроен патриотически и вполне в пользу бизнеса по экономическим вопросам.
4. Пересмотра истории с захватом ЮКОСа не будет. Многие инвесторы давно уже перестали беспокоиться по поводу сути правового нападения государства на бывшего главу ЮКОСа Михаила Ходорковского и захвата его нефтяной компании ЮКОС. Но тень сомнения продолжала висеть над этим делом, подпитывая обеспокоенность по поводу того, что подобные случаи могут иметь повторение, а дело может быть пересмотрено, и активы могут быть вновь перераспределены. Путинское президентство обещает положить конец остающейся нервозности инвесторов. Активы, которые были взяты у ЮКОСа и переданы государственной «Роснефти», останутся на месте. Можно только гадать, в ретроспективе, сообщил ли Путин американскому энергетическому гиганту ExxonMobil о своих планах вернуться в Кремль, когда дал добро на многомиллиардную (в долларах) сделку с «Роснефтью» 30 августа. Для американской компании стратегическое соглашение представляло собой чистый бизнес; но для российской компании это была, напротив, чистая политика. Соглашение придало легитимности «Роснефти», а в более широком смысле и Путину, в плане обладания бывшими активами ЮКОСа. Между прочим, заодно стало ясно, что Ходорковский в ближайшие годы будет оставаться в тюрьме.
5. Растут надежды на дальнейшее улучшение инвестиционного климата. Путин предложил в субботу, чтобы он и Медведев поменялись местами в будущем году, он вернется в президенты, а Медведев заменит его в Белом доме в качестве премьер-министра. Эксперты спорят о том, станет ли Медведев премьер-министром, или, возможно, главой Конституционного суда, или спикером Государственной Думы. Но где бы он ни осел, инвесторы могут рассчитывать на то, что он останется на такой позиции, которая позволит ему продолжать программу модернизации, реализацию своих планов по борьбе с коррупцией, которые он сделал знаковым моментом своего президентства. Что еще более важно, Путин подчеркнул на съезде «Единой России», что он будет следить за модернизацией и антикоррупционной кампанией и, как и Медведев, работать над уменьшением зависимости экономики от экспорта энергоносителей и решением проблем, которые больше всего беспокоят инвесторов – такими как коррупция и слабая судебная система.
«Мы должны открыто говорить о зависимости нашей экономики от сырья, об опасном уровне социального неравенства, о насилии, коррупции, об ощущении несправедливости и уязвимости, которое испытывают люди, когда имеют дело с государственными органами, судами и правоохранительными органами», - сказал Путин. «Все это, к сожалению, остается. Мы можем и должны преодолеть эти проблемы», - сказал он.
Мы можем так никогда и не узнать, было ли президентство Медведева чем-то большим, чем просто фарс. Но сейчас очевидно, что Путин заслуживает того, чтобы сидеть в Кремле. Именно он всегда отдавал приказы, задавал тон и руководил, принимал решения, а единственное место для генерального директора, руководителя в России – это в его офисе с видом на Красную площадь.