В российской традиции цари не оставляют трон. Они на нем умирают. Как яркий представитель своей культуры, Владимир Путин сделал все, чтобы остаться в Кремле до 2024 года. В тот момент ему исполнится 72 года, и он проведет у руля страны почти четверть века.
Именно такая перспектива открылась перед Россией 24 сентября после обмена любезностями между Владимиром Путиным и многим обязанным ему партнером Дмитрием Медведевым. Комбинация оказалась предельно простой. Став преемником Бориса Ельцина в 1999 году, бывший полковник КГБ Владимир Путин был избран президентом России в 2000 году, а затем переизбран на этом посту в 2004 году. Президентский мандат в тот момент составлял четыре года.
Раз Конституция не позволяла ему выставить свою кандидатуру в третий раз, в 2008 году он добился избрания Дмитрия Медведева. Став президентом, тот в свою очередь отблагодарил Владимира Путина, назначив его премьер-министром. Далее он продлил президентский мандат на два года, а затем любезно согласился уступить место Путину на выборах 2012 года. В ответ Дмитрию Медведеву позволено стать премьер-министром при Путине.
Таким образом, путь для Владимира Путина открыт. Этот человек, который никогда по-настоящему и не отдавал власть, вновь на полном основании вернет ее себе с новым президентским мандатом, а если позволит здоровье, то и с двумя. С учетом усилий, которые он прилагает для поддержания физической формы и внешнего вида, надежды на долголетие вполне оправданы. Все еще высокие рейтинги, а также контроль над политическим аппаратом, экономикой и спецслужбами гарантируют ему переизбрание.
Цинизм этого дружеского соглашения, которое идет вразрез с демократической процедурой, так как в значительной степени предопределяет исход парламентских и президентских выборов, говорит об опасной слепоте части российского руководства. Как достойный наследник советской системы Путин ведет себя так, словно за последние 20 лет ничего не изменилось. Дмитрий Медведев продемонстрировал хотя бы слабые попытки модернизации и выстроил свои программные заявления вокруг социального разнообразия, борьбы с коррупцией и модернизации государства. Хотя его слова по сути так и остались словами, они могли служить своего рода ориентиром, задачей для электората.
Досада в заявлениях (уже отставного) министра финансов Алексея Кудрина и едкие комментарии в российских СМИ и блогосфере свидетельствуют, что, несмотря на эмиграцию, сегодня в России все же существует средний класс, который не может спокойно принять такие методы. Разумеется, он не сможет помешать переизбранию Владимира Путина, однако способен создать ему немало проблем, если тот не решит приступить к настоящим реформам.
Возвращение Владимира Путина нельзя считать хорошей новостью и для западных партнеров России, которые нашли в Медведеве более восприимчивого собеседника. Неуверенная реакция иностранных лидеров отражает эту растерянность. «Что делать?», как писал Ленин. Надеяться, что период Путин-2 не будет походить на эпоху Путин-1.