Пара минут… и дело сделано! В марте 2012 года Владимир Путин снова станет президентом России и, если сдержит данное обещание, назначит Дмитрия Медведева премьер-министром. Проявив завидные единогласие и энтузиазм, аппаратчики и бизнесмены аплодисментами встретили 24 сентября в Москве последний акт этой политической комедии.
На съезде правящей партии «Единая Россия», которой Путин руководит с 2007 года, премьер-министр предложил президенту Медведеву возглавить избирательные списки движения на парламентских выборах 4 декабря. Далее Медведев предложил кандидатуру Путина на пост президента. Наконец, будущий президент Путин пообещал отдать кресло премьер-министра нынешнему президенту Медведеву… Все это заняло всего несколько минут на фоне бесконечных вспышек камер.
Владимир Путин остается настоящим лидером России. В марте 2012 года его снова выберут президентом, а в 2018 году у него останется возможность получить еще один шестилетний мандат. Таким образом, Путин сможет пробыть на вершине власти 24 года: с 2000 по 2024 год. Главное здесь - не достичь этой цели, а убедить всех влиятельных игроков в России и за границей, что о смене власти в стране им лучше забыть. И не стоит даже пытаться идти против движения путинской истории.
Объявив о своем намерении вернуться в Кремль, Владимир Путин отказывается от идеи «тандема». Он ему попросту больше не нужен. Если Дмитрий Медведев действительно возглавит правительство в следующем году, он будет не вторым лицом в дуэте, а одним из рядовых членов путинской команды. То есть это событие представляет собой не перестройку тандема, а по-настоящему новый этап в окостенении режима. За несколькими исключениями, власть имущие в России полностью удовлетворены системой, которая гарантирует соблюдение их интересов и безнаказанность.
В то же время Медведеву удалось соблюсти внешние приличия. Прошлой зимой он опасался, что Путин может создать тандем без него, с каким-то другим человеком. Этим объясняется его активность в СМИ и несколько публичных споров со своим наставником. Кроме того, ему удалось избежать унизительного для себя сценария – замены на «молодого путинца» и ухода в тень на почетную должность. Тандем отработал прекрасно, и Медведеву нужно признание. Он был умелым дипломатом, которому удалось покорить сердца иностранных партнеров. Он смог привлечь внимание элиты своими критическими и модернизационными заявлениями. Но при этом он не пытался расшатать существующий порядок вещей. Вернувшись в кресло президента, Путин будет размахивать знаменем прогресса и современности.
Главными жертвами путинской системы стали все тот же избирательный процесс и госинституты. Настаивая, что руководит именно он, какими бы ни были его функции, Путин делает ненужными правовые и институциональные механизмы. Он никому не подотчетен вне собственного окружения. Подобное обезглавливание институтов лишает граждан, оппозиционеров, бизнесменов, ассоциации рычагов давления для соблюдения их прав и противостояния непрозрачному и стремящемуся завоевать как можно большее число сторонников режиму.
Самое драматичное последствие объявленного переизбрания Владимира Путина – это утрата смысла избирательного процесса. Предстоящие выборы – парламентские в декабре и президентские в марте – завершены, еще даже не начавшись. Победа уже отпразднована. Путин без тени смущения объявил, что все ходы были расписаны заранее. «Хочу прямо сказать, что договоренность о том, что делать, чем заниматься в будущем, между нами давно достигнута, уже несколько лет назад», - сообщил он на съезде «Единой России».
Избирателя не только обманули по поводу возможной конкуренции между различными тенденциями во властных кругах, но его просто выставили на посмешище. Многие россияне стали с безразличием относиться к избирательному процессу. Поскольку их материальное состояние не ухудшается, то они принимают статус-кво. Но зачем лишать их иллюзии выбора после довольно убедительной предвыборной кампании? А подобное безразличие не смутит ли западных партнеров?
Властная верхушка взвесила «за» и «против». Преимущество раскрытия всех карт сейчас – в максимальном снижении рисков. Предвыборная кампания, пускай управляемая и при отсутствии реальной конкуренции, предполагает общественные дебаты и будет подпитывать борьбу за влияние внутри правящего клана. Потрясения последних недель это доказали: новую партию, созданную либералами, не допустили до участия в выборах, олигарха Прохорова, посаженного на место главы так называемой оппозиционной партии «Правое дело», фактически растоптали.
Обратная сторона медали – в том, что избирательное «тесто опало» и что власти теряют интерес публики, который им тем не менее необходим для получения достаточного уровня явки. Как заставить россиян проголосовать? Ответ кроется в том, что наши коллеги из России называют «административным ресурсом». Местным чиновникам уже сообщили об ожидаемых в их избирательных округах результатах. Подготовка ведется уже долгие годы. Медведев уже сделал перестановки среди губернаторов и многочисленных сотрудников администрации. А Путин уже поколесил по российским просторам и сделал множество предвыборных обещаний.
И все же победа, которую одерживают кланы над государственными институтами, может вполне оказаться пирровой. Эти закулисные схватки и поспешность свидетельствуют об определенной нервозности. Иначе зачем же замораживать на этой стадии процесс «не назначения преемника», который по сути не представлял собой опасности? О трезвости мышления россиян, остающихся все еще в меньшинстве, говорят блоги и независимые интернет-сайты. Они следят за событиями и рассуждают об «упадке», «неявной диктатуре», «коррумпированной власти» и «изношенности» Путина.
Без коренных реформ и с одной и той же властной командой в течение 12 лет экономические и социальные перспективы исчезают. И последний президент СССР Михаил Горбачев открыто возмущается авторитарным креном путинской системы.
Мари Мандра - политолог исследовательских центров СNRS и CERI, преподаватель Института политических наук в Париже.