Горбачев называет ее «плохой копией» коммунистической партии. Но «Единая Россия» безжалостно искореняет любую серьезную оппозицию Путину, который снова будет баллотироваться в президенты.
В любой дискуссии на тему российской политики главный слон в комнате это всегда «Единая Россия» - электоральный колосс, созданные десять лет назад для того, чтобы согнать капризную элиту в одно стадо и поставить перед ней единую цель – поддерживать Владимира Путина.
Хотя основное внимание обращено на Путина, основанная им партия, которой он руководил до недавнего времени, постоянно мужает и крепнет. За два крупных избирательных цикла, прошедших с момента прихода Путина к власти в 2000 году, «Единая Россия» взяла под свой контроль большую часть законодательных органов власти в регионах, выдавила из Думы либеральную оппозицию, и получила там большинство в две трети, что позволило ей вносить поправки в конституцию. И она сделала это, увеличив президентский срок и срок полномочий думских депутатов.
Похоже, Путин полностью уверен в своей победе, поскольку он с легкостью отказался от руководства «Единой Россией» на последнем съезде партии, который состоялся в сентябре, сделав это в обмен на выдвижение своей кандидатуры на мартовских президентских выборах. Задача вести партию к декабрьским выборам была поставлена действующему президенту Дмитрию Медведеву, который может стать премьер-министром в новой администрации Путина. Именно он будет нести ответственность и груз вины, если единороссы не удержат свое подавляющее большинство.
«Наша кампания продвигается успешно, и мы видим, как усиливается поддержка по всей стране, - говорит член Генерального совета партии «Единая Россия» и депутат Госдумы Владимир Мединский. – Конечно, Путин более популярен. Но как нам кажется, тот факт, что Медведев на сей раз возглавил наш партийный список, привлечет больше либералов, молодежи, людей, заинтересованных в модернизации».
По словам Мединского, главные цели ЕР можно выразить словами «за Путина и за развитие» страны.
Оппоненты партии называют ее «профсоюзом бюрократов», потому что в ее составе преобладают государственные чиновники – люди, которым во многих западных странах запрещено заниматься политической деятельностью по закону о конфликте интересов, а также дружащие с Кремлем бизнесмены.
Бывший советский президент Михаил Горбачев называет ее «плохой копией» коммунистической партии, которая правила СССР на протяжении семи десятилетий.
Исследователь из независимого московского Левада-Центра Денис Волков говорит, что в ходе недавно проведенных опросов около трети респондентов охарактеризовали свое отношение к ЕР одной фразой, назвав ее «партией жуликов и воров», и что только 20 процентов опрошенных видят в ней партию, «представляющую интересы российского общества». Однако на вопрос о том, какую партию они считают «реальной политической силой» в стране, целых 75 процентов респондентов называют «Единую Россию». Это намного больше второй по силе КПРФ и ультранационалистической ЛДПР во главе с Владимиром Жириновским.
Последние опросы свидетельствуют о серьезном снижении популярности единороссов в преддверии назначенных на декабрь думских выборов. Но похоже, что партия в очередной раз получит подавляющее большинство благодаря системе «управляемой демократии» путинской эпохи, которая обеспечивает исключение из избирательных бюллетеней независимых кандидатов, отдает львиную долю эфирного времени и освещения в СМИ «Единой России», а также – о чем говорят довольно часто – использует весь набор грязных трюков, включая вбрасывание бюллетеней, чтобы добиться желаемого результата в день голосования.
Проведенный на этой неделе государственным Первым телеканалом экспресс-опрос показал, что если бы выборы проводились в прошлые выходные, «Единая Россия» получила бы на них 41 процент голосов. Коммунистам досталось бы 13 процентов, а партии Владимира Жириновского 9. Ни одна из остальных партий не сумела бы преодолеть семипроцентный барьер для прохождения в Думу. Среди них партия левого толка «Справедливая Россия», созданная Кремлем во время прошлого избирательного цикла в надежде на то, что она заменит собой коммунистов, но пришедшая сегодня в полный упадок. Другая партия – «Правое дело». Это пользующаяся поддержкой государства либеральная партия, которая в прошлом месяце пережила кризис, когда ее лидер Михаил Прохоров публично поссорился со своими кремлевскими кураторами.
Согласно сложной формуле, голоса, отданные за проигравшие партии, а также испорченные бюллетени после подсчета распределяются среди победивших партий. Это говорит о том, что ЕР вполне может получить очередное думское большинство, хотя ей придется напрячься, чтобы обеспечить себе две трети мандатов, позволяющих партии вносить поправки в конституцию.
Прошлой весной Путин создал вызвавший неоднозначную реакцию «народный фронт» с целью привлечения сил со стороны. Многие увидели в этом попытку восстановить просевшую популярность единороссов и привести в порядок имидж партии, которую многие в обществе считают партией продажных чиновников.
Мединский говорит о том, что около трети из 600 вошедших в партийный список кандидатов от «Единой России» членами партии не являются. Они выдвинуты народным фронтом.
«Народный фронт приводит новых людей, реальных людей с улицы, и дает им шанс попасть в Думу», - заявляет Мединский.
Поскольку власть в России в основном принадлежит Кремлю, а тот реализует ее через свою огромную и мощную бюрократию, некоторые эксперты говорят, что тщательно организуемая из-за кулис избирательная система страны это не более чем маскировка, скрывающая подлинную природу власти.
«Наша Дума это резиновый штемпель, дорогостоящая показуха, - говорит давний критик Путина и эксперт из государственного Института системного анализа Андрей Пионтковский. – Следовательно, «Единая Россия» это избирательная машина, не имеющая никакого отношения к реальной жизни…. Ее главная цель – не допускать проникновение во власть людей со стороны».
Другие эксперты считают, что в этой картине гораздо больше нюансов. Они утверждают, что различные попытки, такие как создание народного фронта, нацелены на вовлечение в партийные ряды постоянно усложняющегося российского общества, и что ЕР со временем распадется на несколько отдельных, но принадлежащих к господствующему течению политических партий.
«Проблема в том, что наша российская бюрократия с трудом воспринимает мысль о существовании более чем одной партии власти», - говорит директор независимого московского аналитического центра Международный институт политической экспертизы Евгений Минченко.
«Но в составе «Единой России» есть широкий спектр людей, таких как либералы, консерваторы, националисты и популисты. Наверное, для демократии в России было бы лучше, если бы они поделились на отдельные политические партии. Я думаю, со временем именно так и произойдет, но не в этот раз».