Ряд известных мировых деятелей, прежде всего политиков, ученых, предпринимателей и представителей гражданского общества, уже в 15-й раз встретятся в Праге на юбилее конференции «Форум-2000» (Forum 2000). В этот раз при участии Вацлава Гавела они будут обсуждать отношение правового государства и демократии.
В этом году мы вспоминаем 20-ю годовщину возникновения России из обломков СССР. Мирный отказ от предыдущей тоталитарной системы стал историческим событием мирового масштаба. Общество в то время было однозначно готово к строительству новой жизни, основанной на уважении личности, демократических принципах и свободной экономической конкуренции. Сегодня мы уже знаем, что этот потенциал не был наполнен.
Сегодняшний российский политический режим, который установился после 1991 года и формировался в течение последнего десятилетия, до сих пор не создал современное государство. Единственный результат – зияющая и постоянно увеличивающаяся пропасть между государственными учреждениями и людьми, компаниями и государством, и эта пропасть постепенно становится непреодолимой.
Русский народ не идет против государства в оппозицию. Гораздо хуже. Люди убегают, потому что уверены, что государство стало для них чужим и что оно не дает им никакой опоры. Здесь можно говорить о реакции на несправедливые шоковые реформы, совершенное пренебрежение интересами людей и любыми их правами вместе с распространенным воровством со стороны чиновников, которое было поднято до уровня официальной политики, на жестокую анархию при «продвижении закона» и присвоение предприятий.
Каждому - что-то, никому – ничего
В сегодняшней России не существует платформы для полноценной дискуссии на базе партийных программ. Общественное сознание неоднородно. Этот хаос отражается и в государственных символах, выбранных правящими органами: двуглавый суверенный орел с коронами, сталинский гимн, сочетающий старые и новые слова, и «квазидемократический» государственный флаг – триколор. Тот, кто принял эти решения, явно считает, что упомянутый набор символов объединит любой народ, или, по крайне мере, каждому что-то даст: империалист и сторонник независимости, коммунист и демократ выберут символ по своему вкусу. Однако государственную и национальную идентичность нельзя понимать только как конструктор, который можно механически собрать.
Главная политическая проблема нашей страны заключается не в уровне и качестве демократии или защите прав и свобод человека, как обычно считают, а в разросшейся и безобразной лжи в самых основах государства и государственной политики.
Это от того, что сегодняшняя политическая система в России исторически развивается от трагических событий 1917-1920 годов – государственного переворота, насильственного захвата власти группой криминальных элементов и кровавой гражданской войны. Автократическая легитимность, основанная на идеях божественного происхождения царя и безусловная покорность и преданность подданных, исчерпала себя в начале XX-го века. Это не означало автоматический конец монархии: в то время созрела идея конституционных ограничений как естественный результат развития общества.
Демократическую форму правления в 1917 году должно было узаконить Учредительное собрание. Выборы были всеобщими, прямыми и равными, они предоставляли равные избирательные права женщинам и начертили новое политическое направление. После поражения на выборах большевики собрание распустили. Стержневыми элементами государства стали ложь и террор. На этой основе страна функционировала вплоть до конца 1980-х годов XX-го века. Демократическое меньшинство, в советское время впервые избранное на выборах в 1989 году (хоть и не в полном объеме), было заметнее и авторитетнее, чем «агрессивно послушное большинство», еще и потому, что эти депутаты считались действительно законными представителями народа. Но их легитимность исходила из отрицания: демократ главным образом и прежде всего был «не-коммунистом». На этом основании можно бороться с чиновниками и добиваться власти, но новое государство на отрицании не построить.
Царизм, Советы и олигархия
Проблема положительной демократической легитимности режима не была решена и в 1990-е годы. Конституция 1993 года была составлена наспех, она не прошла через общественное обсуждение. Более того, сам референдум об одобрении конституции и последующий подсчет голосов сегодня вызывают сомнения.
Легитимность политической системы 1990-х годов была подорвана и теми обстоятельствами и фактами, что демократия была лишь имитацией, которая боролась с антидемократическим олигархическим элементом, который был у власти. К старой лжи добавилась ложь новая.
Государство, которое просто не справилось с экономическими реформами и на совести которого резкое снижение уровня жизни абсолютного большинства граждан, начало сознательно играть на «автократической» струне национального сознания, причем оно курьезным образом соединило царские империалистические элементы с советскими империалистическими чертами.
Сегодня очевидно, что новая политическая система, сложившаяся в 1990-е годы, служит для консолидации власти политического эстеблишмента советской формации в новой экономической среде. Фактически сегодня нам вместо государства предлагается пустая скорлупа системы, которая просто имитирует государственную деятельность. Новые попытки заполнить вакуум спасительными идеями о суверенной империи, пусть в модернизированной форме (воодушевление Москвы статусом глобального финансового центра), показали свою безрезультатность.
Политический курс, мотивированный попыткой законсервировать нынешнее состояние, не ведет к стабильности, а сеет семена стагнации и дестабилизации. Не играет никакой роли то, кто станет президентом – Путин, Медведев или кто-то еще. Главная проблем в том, что система останется неизменной – нелегитимной, политически и экономически неэффективной, в отношении граждан – пренебрежительной и беспомощной.
Главной целью должна быть радикальная перемена политической системы, которая бы в России создала правовое государство, основанное на международных стандартах в отношении прав и свобод человека, дала возможность выбирать органы власти через свободные и справедливые выборы, создала независимую судебную систему и строгое соблюдение прав частной собственности. Задача – добиться всех этих целей мирным и конструктивным путем, без унижения человеческого достоинства любого. Как принципиальный противник всех форм насилия я уверен, что с нынешней властью надо вести диалог, например, в форме круглых столов, иначе говоря, мы должны добиваться компромиссов и принятия отдельных решений.
Почти никто не верит, что в обозримом будущем это может произойти. Однако любое отрицание этого процесса привело бы к еще более радикальным переменам в будущем, которые, скорее всего, были бы еще более разрушительными. И это причина, почему мы должны активно работать над ненасильственной и конструктивной альтернативой, несмотря на все препятствия, которые могут возникнуть.