Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Личный «бренд» Владимира Путина, частью которого является партия «Единая Россия», продолжает доминировать на российской политической сцене. Возвращение Путина в президентское кресло на третий срок почти гарантировано. Хотя это гарантирует стабильность в краткосрочной перспективе, в долгосрочной перспективе появляются вопросы о жизнеспособности системы, которую он помог построить.

Личный «бренд» Владимира Путина, частью которого является партия «Единая Россия», продолжает доминировать на российской политической сцене. Возвращение Путина в президентское кресло на третий срок почти гарантировано. Хотя это гарантирует стабильность в краткосрочной перспективе, в долгосрочной перспективе появляются вопросы о жизнеспособности системы, которую он помог построить.

Демократии основываются на эффективных методах, гарантирующих то, что общественное мнение направлено на процесс принятия решений в правительстве. Политические партии помогают выполнять именно эту функцию – в теории, по крайней мере.
 
С момента распада Советского Союза в 1991 году в российской политике доминировали два харизматичных лидера: сначала Борис Ельцин, потом Путин. Ни один из них не проявил особого интереса к развитию сильных институтов. Оба предпочитали опираться на личную сеть инсайдеров и широкие популистские жесты для общественности. В результате, несмотря на то, что «Единая Россия» контролирует парламент с 1999 года, как институт партия имеет ограниченное влияние на правительственную политику.


Четвертого декабря состоятся парламентские выборы. В результате недавнего общероссийского опроса общественного мнения, проведенного авторитетным «Левада-центром», лишь 51% респондентов заявили, что будут голосовать за «Единую Россию». Четыре года назад в тот же момент избирательного цикла 66% респондентов собирались голосовать за правящую партию. В настоящий момент россиянам сложно найти причины для того, чтобы вообще идти голосовать. Около трети сторонников «Единой России» заявили, что будут голосовать за нее, так как «партия имеет широкую поддержку и является сильнейшей». Почти половина планирующих голосовать за КПРФ заявила, что поддерживает саму политику этой партии. Лишь одна пятая сторонников «Единой России» может сказать то же самое.

Еще по теме: Коммунистическая партия крепнет в преддверии выборов

В ходе другого опроса «Левада-центра» 25% респондентов обозначили четкие признаки культа личности Путина, хотя пять лет назад их было всего 10%. Объявляя о том, что он собирается выставить свою кандидатуру на выборы президента с нынешним президентом Дмитрием Медведевым в роли будущего премьер-министра, Путин заявил, что Медведев возглавит предвыборную кампанию партии. Подобным шагом он явно пытается переложить вину за плохие показатели партии на своего младшего партнера. Но оба лидера испытывают некоторый кризис общественного доверия. Индивидуальные рейтинги одобрения и Путина, и Медведева упали с 80%, показателя прошлого мая, до 60%, а рейтинг неодобрения увеличился почти в два раза за тот же отрезок времени.

Партия отреагировала на это двумя способами. Во-первых, они снизили свои ожидания от декабрьских выборов. Секретарь партии Сергей Неверов заявил, что будет доволен «твердым» большинством в парламенте, 11 ноября Медведев заявил, что достаточно получить «стабильное» большинство, и  что потеря мест в пользу оппозиции свидетельствует о том, что Россия является «функционирующей демократией». Подобные заявления являются значительными, учитывая тот факт, что в настоящий момент партия обладает сверхквалифицированным большинством (более двух третей мест). Скорее всего, подобное положение не повторится, а также будет утрачена возможность вносить поправки в конституцию.

Во-вторых, партия попыталась поэкспериментировать с новыми путями привлечения российского общества. Впервые в партии ввели праймериз для того, чтобы выбрать кандидатов в регионах, заявили о желании вести дебаты с кандидатами оппозиции – без выставления в них своих лидеров.

Российское общество можно назвать несколько расколовшимся. Риторика Путина привлекает малообеспеченные слои, а президентство Медведева стало неким экспериментом для привлечения миноритарного среднего класса. Подобная стратегия двойного призыва находится под все большим риском. По мере того, как растет средний класс, он может начать требовать больше настоящего политического выбора. Две трети опрошенных россиян заявили, что стране необходима оппозиция с «реальным влиянием», чего, как считает почти половина опрошенных (43%), у нее на данный момент нет.

Читайте также: Российская оппозиция черпает вдохновение из «арабской весны»

Провал движения «Правое дело» оставил либеральную оппозицию без партии на выборах в декабре. Либеральные политики разделились, не имея возможности решить, воздержаться ли (Гарри Каспаров), проголосовать, но испортить бюллетень (Борис Немцов), или голосовать за «смирные» оппозиционные партии (Алексей Навальный). Многие верят, что результаты будут сфальсифицированы, и даже сторонники Путина могут задаться вопросом, зачем им пробираться сквозь холод на избирательные участки. В краткосрочной перспективе КПРФ является единственной стороной, получающей пользу от разочарования избирателей.

Материал является отредактированной версией статьи из ежедневной сводки Oxford Analytica (Oxford Analytica Daily Brief), международной аналитической компании со всемирной сетью экспертов, консультирующих клиентов по стратегии и показателям работы.