На выборах президента России, первый тур которых состоится 4 марта, вновь задействованы старые механизмы советского «агитпропа». В эти выходные на Урале появились огромные плакаты с логотипами трех крупных промышленных групп и пропутинскими лозунгами. На них нет ни имени ни фотографии Владимира Путина, однако они окрашены в цвета национального флага и на разный лад повторяют ключевое слово и главную идею кампании нынешнего премьер-министра: стабильность. В первую очередь это касается металлургического холдинга «Евраз», главный акционер которого Роман Абрамович является одним из самым близких к Владимиру Путину олигархов. Слоганы «За сильную Россию!» и «За стабильность в стране!» красуются на фоне квадратов с галочками: в точности как на российских избирательных бюллетенях. «Мы за стабильное завтра!» - вторит «Евразу» производитель меди и крупнейшее предприятие в регионе УГМК. «НЛМК Урал» и его главный акционер Владимир Лисин (один из самых богатых людей в стране) также выступают «За стабильность и процветание России!»
Возмущение коммунистов
Эта «стабильность», которую Владимир Путин намеревается сделать синонимом собственного имени, тем не менее, отличается от обещанного советскими властями «светлого будущего». Однако даже этот относительно скромный лозунг вызвал возмущение в КПРФ, которая приняла решение обратиться в суд, чтобы выразить протест против подобной скрытой агитации. Кроме того, другие партии на Урале также жалуются, что рекламные агентства отказываются размещать их плакаты под предлогом отсутствия свободных мест. До распада СССР в начале 1990-х годов крупные промышленные комбинаты были одним из главных инструментов советской пропаганды. Каждый рабочий был обязан голосовать, причем нередко делал это на собственном заводе. С января прошлого года множество как государственных, так и частных компаний по всей стране начали отправлять своих сотрудников на демонстрации в поддержку Владимира Путина. Для них речь идет о проверке на верность не только премьер-министру, но и местным властям, на которые оказывает давление Кремль, чтобы получить нужные результаты.
Сорванные плакаты
Как бы то ни было, некоторые бизнесмены выделяются на фоне общего верноподданичества. Так, в середине февраля банкир-миллиардер Александр Лебедев решил назначить своим представителем в совете директоров «Аэрофлота» (ему принадлежит 15% компании) ненавидимого Кремлем блогера Алексея Навального, который является одной из самых популярных фигур в российском оппозиционном движении. Случайность то или нет, в прошлую пятницу на банк Лебедева обрушилась ФСБ (наследница КГБ) и аудиторы из Центрального Банка. Что касается еще одного миллиардера Михаила Прохорова, который открыто поборется с Путиным на президентских выборах, он говорит о том, что его плакаты рвут или незаконно снимают. Ведь на них же нет слова «стабильность»... Как объяснил La Tribune сам олигарх, для него ключевое слово - это «развитие».