Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Возвращение Путина в Кремль повышает шансы Евразийского Союза

© коллаж ИноСМИЕвразийский союз
Евразийский союз
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сейчас, когда Путин возвращается в Кремль на следующие 6 лет – а возможно и все 12, - этот приоритетный проект получит новый импульс. За фасадом официальных поздравлений из столиц Содружества Независимых Государств кроются реальные опасения, будет ли более тесная интеграция достигнута на равноправной основе.

Когда осенью 2011 года премьер-министр Владимир Путин впервые озвучил намерение вернуться в Кремль, одна из первых опубликованных им программных статей была полностью посвящена его видению «Евразийского Союза».

«Мы предлагаем [создание] мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной “связки”между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом», - пишет Путин в газете «Известия» в октябре 2011 года.

Сейчас, когда Путин возвращается в Кремль на следующие 6 лет – а возможно и все 12, - этот приоритетный проект получит новый импульс. За фасадом официальных поздравлений из столиц Содружества Независимых Государств (СНГ) кроются реальные опасения, будет ли более тесная интеграция достигнута на равноправной основе.

Проблема интеграции внутри СНГ действительно важна для Путина. Спустя всего две недели после публикации в «Известях» Путин принимал в Санкт-Петербурге совещание глав правительств Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, Таджикистана и Украины и после многолетних безрезультатных переговоров триумфально объявил о формировании зоны свободной торговли.

«Мы открываем друг другу свои рынки, а это означает, что товары будут поступать по более низким ценам, что в свою очередь обеспечит лучшие условия для создания новых совместных предприятий», - заявил Путин. - «Все это, конечно, повышает конкурентоспособность наших экономик».


«Иного пути нет»

Путин видит евразийскую интеграцию, прежде всего, как путь к укреплению международного статуса России, считает киргизский политолог Марс Сариев.

«Я считаю, что после выборов Путин будет реализовывать свое видение Евразийской модели, охватывающей страны СНГ, - говорит Сариев, - Россия будет развивать самые тесные отношения с Киргизией, подталкивая нас к вступлению в Таможенный союз и «Евразийский Союз». Если попытки России объединить нас – страны СНГ – провалятся, тогда и сама Россия потерпит неудачу. Тогда она станет либо задворками Европы, либо сырьевым придатком Китая. Иного пути у России нет».

В своем манифесте в «Известях» Путин подчеркнул, что Россия «не собирается кого-либо торопить или подталкивать». Путин говорит, что страны СНГ должны только согласиться с инициативами, базирующимися на их «долгосрочных национальных интересах».

Но страны, встретившиеся за столом переговоров с путинской Россией, зачастую чувствуют, что их огромный сосед манипулирует их «национальными интересами». Не так давно Россия запретила импорт украинского сыра, что было расценено, как попытка надавить на Киев с целью добиться согласия на более тесную интеграцию – и притормозить усилия по сближению с Европейским Союзом.

Украинский депутат Олег Зарубинский, член российско-украинской межпарламентской группы, ожидает, что Москва продолжит проводить жесткую линию в отношении Украины.

«Последние несколько лет в Кремле находился Дмитрий Медведев, но ключевые вопросы российской политики – внутренней и внешней – определялись де-факто Путиным», - считает Зарубинский. Поэтому мы не можем ожидать каких-либо фундаментальных изменений или, как говорят некоторые, тектонических сдвигов. У Путина свой стиль политики – резкий, прагматичный, зачастую грубый, в том числе и в отношении внешних сношений».

Газовая проблема

Запрет импорта украинского сыра стал как бы предупредительным выстрелом. Киев знает из своего прошлого опыта, что когда Россия действительно желает привлечь внимание, то прекращает поставки газа.

Видение Путина будет также трудно реализовать и на Кавказе. Ключевая региональная держава – богатый нефтью Азербайджан. Многие азербайджанцы чувствуют, что Медведев искренние стремился к разрешению конфликта между Арменией и Азербайджаном в Нагорном Карабахе. И на контрасте они ощущают, что для Путина этот застарелый конфликт - только способ усилить влияние России на обе страны.

В течение последних месяцев Баку направил свое внимание на Запад, в поисках прямого доступа своего естественного газа в Европу, вместо того, чтобы, как того желает Москва, продавать свои энергоносители российскому Газпрому.

Богатый энергоносителями Туркменистан также опасается жесткого подхода России. Туркменский аналитик Аманмурад Бугаев также считает, что Путину недостает гибкости, необходимой для реализации подходов, изложенных в статье в «Известиях».

«Определенно, Путин попытается усилить гегемонию России в Центральной Азии», - говорит Бугаев. - «Путин всегда желает сохранить зависимость туркменской экономики от России. И он даже не скрывает этого».

В «Известях» Путин писал, что «Евразийский Союз» должен быть построен на наследии Советского Союза – инфраструктуре, развитой системе регионального разделения труда, общем языковом пространстве, общей науке и культуре. Но советское наследие – как в рамках отношений в регионе, так и в плане опасений партнеров по СНГ – может лежать глубже, чем он полагает.