«Свобода лучше, чем несвобода». Так сказал российский президент Медведев в своей прощальной речи во вторник, обращаясь к политикам в Москве. В течение четырех лет его президентского срока он руководствовался этим положением, а также стремлением к тому, чтобы укрепить гражданское общество и расширить пространство свободы для экономики. Между тем активисты получившего высокую оценку гражданского общества считают его представителем той репрессивной системы, против которой были направлены массовые демонстрации после сфальсифицированных думских и президентских выборов. Тот факт, что Медведев за несколько дней до окончания срока своего правления вообще выступил с предложениями относительно реформ политической системы, в том числе по поводу упрощения процедуры регистрации партий и возвращения к всенародным выборам губернаторов, является, с точки зрения оппозиции, только результатом давления со стороны улицы. С их точки зрения, идеи президента далеко не заходят, и, кроме того, они будут выхолощены по мере продвижения законопроекта по инстанциям.
Что касается усилий президента, направленных на создание свободного пространства для экономики, то стоит вспомнить о том, как на днях Медведев был напуган масштабами приговоров о лишении свободы, вынесенных в отношении предпринимателей и приведенных в исполнение. Медведев в середине своего президентского срока добился принятия закона, который должен был защитить предпринимателей от махинаций коррумпированных судей, полицейских и сотрудников органов исполнения наказаний, однако, судя по всему, все эти усилия оказались напрасными.
Среди тех, кто слушал во вторник речь президента, был и премьер-министр Путин, который 7 мая вновь будет приведен к присяге как президент. Медведев пытался его защитить: после хаоса 1990-х годов у Путина не было иного выбора, кроме как жесткой рукой сделать Россию вновь управляемой и отменить прямые выборы губернаторов. Путин постоянно сам пытается привести подобного рода обоснования. Однако одно обстоятельство Путин замалчивает: когда он отменил всенародные выборы губернаторов в 2004 году, самые уродливые явления в отношениях между избранной центральной властью и регионами уже ушли в прошлое. Они возникли в результате договоров о разграничении полномочий, заключенных президентом Ельциным в 1990-х годах. Большая их часть в 2004 году уже была отменена.
В Москве не ждали того, что в своей прощальной речи Медведев, за исключением своих известных всем фраз о тесной дружбе с Путиным, по крайней мере, намекнет на причины его неудачи как реформатора и его отказа в сентябре участвовать в борьбе за второй срок. Один из сторонников Медведева Игорь Юргенс из Института современного развития (Инсор), который постоянно и открыто подталкивал Медведева к решительным шагам в области проведения реформ, а также к тому, чтобы он вновь выставил свою кандидатуру на пост президента, недавно сказал, что обращенные в прошлое силы, стремящиеся сохранить удобное для себя статус-кво, с самого начала была настроены против предложенной Медведевым модернизации, против ускорения приватизации государственных предприятий и против борьбы с коррупцией. Юргенс в этой связи назвал оборонную промышленность, контролируемую государством нефтегазовую отрасль, вооруженные силы, а также аграрный сектор.
Немногочисленные интеллектуалы и немногие либералы не смогли изменить ситуацию. Политолог Глеб Павловский, который год назад, будучи советником Кремля, вступил с ним в конфликт, недавно заявил о том, что «коллективный Путин», то есть влиятельные группы, обязанные Путину своим богатством и положением, уже в 2010 году требовали от него, чтобы он вернулся в Кремль. Они добились успеха, так как Медведев не смог своевременно предоставить противоположной стороне прочные гарантии в отношении их имущества.
Юргенс и Павловский сходятся в том, что Медведев в этих условиях, учитывая влияние сторонников жесткой линии, не имел никаких шансов на то, чтобы получить второй срок. Никто не ожидает, что существующий расклад власти как-то изменится, когда Медведев в ближайшее время займет пост премьер-министра и будет, в том числе, формально подчиняться Путину. Медведеву не поможет и то, что он возглавит партию «Единая Россия» - это ему во вторник предложил Путин. Сам Путин уже давно опирается на надпартийный Общероссийский народный фронт.