Эстафету на звание самого опасного региона у Чечни принял соседний Дагестан. Согласно статистике, в республике Дагестан идет необъявленная гражданская война. За первый квартал этого года взрывы и вооруженные столкновения унесли жизни более 80 человек. В прошлом году число жертв превысило 400 человек.
Но все же нельзя утверждать, что Дагестан может пойти по сомалийскому пути. Немногие знают, что у региона с незавидной репутацией в некоторых областях экономики дела идут неплохо.
Туризмом по терроризму
«Дагестан – это северокавказская Швейцария. Здесь даже лучше условия, чем в Швейцарии: прекрасные горы, под ними – восхитительные морские пляжи», - описывает свою родину за чашкой кофе один дагестанский журналист.
Чех, услышав такое сравнение, скорее всего, улыбнется, а дагестанцы в это действительно верят.
Дагестанцы на самом деле гордятся местной природой, а политики видят в природе возможность улучшить экономическую ситуацию в регионе.
Горный курорт «Матлас» стал частью проекта «Курорты Северного Кавказа», созданного по инициативе Владимира Путина. В результате на Северном Кавказе должна появиться сеть современных горнолыжных центров. Весь проект должны завершить до 2020 года, строительство обойдется в 450 миллиардов рублей.
Еще один не менее амбициозный проект – так называемый Каспийский прибрежный кластер, который должен помочь создать сеть курортов вдоль побережья Каспийского моря в Дагестане.
Предполагается, что на создание кластера потребуется до 140 миллиардов рублей. Немаленькую часть средств внесет олигарх дагестанского происхождения Сулейман Керимов, 19-й в списке самых состоятельных россиян.
Оба проекта должны создать несколько тысяч рабочих мест и пополнить региональный бюджет. Улучшение экономической ситуации в свою очередь должно повлечь за собой улучшения в области безопасности, надеются местные власти.
Если будет работа, не будет ни времени, ни желания ходить бороться с властью.
Из-за исламистских боевиков туристы пока обходят Дагестан стороной. Как признался директор одного дагестанского санатория, «плохая репутация, созданная СМИ и превращающая республику чуть ли не в военную зону», отпугивает потенциальных клиентов.
«При этом цены наших услуг в санаториях гораздо ниже, а качество сравнимо с другими традиционными направлениями на юге России. Нам мешает эта отрицательная реклама», - огорченно замечает он.
В двадцатку лучших
Несмотря на взрывы и перестрелки, положение Дагестана с точки зрения инвестиционного потенциала, безусловно, неплохое. В рейтинге 83 регионов России в прошлом году Дагестан занял 33-е место, опередив не только соседнюю Чеченскую республику, но и некоторые регионы центральной России. Например, Тверскую область и соседнюю с Польшей Смоленскую область.
«В прошлом году мы одобрили стратегию развития нашей республики до 2025 года. Наша задача – чтобы Дагестан попал в двадцатку самых развитых регионов России, по всем показателям. Как макроэкономическим, так и по уровню жизни, что самое важное», - утверждает президент Дагестана Магомедсалам Магомедов.
«Проблемы с безопасностью отпугивают многих инвесторов. Но гораздо более серьезная проблема – недостаток финансовых средств. Более 70 готовых к реализации проектов еще не начали осуществлять только из-за того, что у их авторов нет собственных средств, а финансовые институты не дают кредиты», - объясняет глава Республики Дагестан.
Дагестан – это вызов
Поэтому Дагестан пытается привлекать иностранных инвесторов. К республике проявили интерес компании из Австрии, Соединенных Штатов, Южной Кореи и Турции. Регионом активно интересуются и китайские компании, их привлекают возможности туристического бизнеса и производства легких грузовиков Noriko.
В Дагестане есть и чешские фирмы. Компания Sklostroj из Турнова вместе с «Чешским экспортным банком» (Česká exportní banka) участвовали в модернизации стекольного завода в Дагестанских Огнях. Компания Ditherm хотела строить на севере Дагестана семь заводов по переработке мусора.
«Работать здесь – это определенный вызов. Это, конечно, совсем не то, что работать в Москве или в Европе. Но с работой здесь я не вижу никаких проблем», - говорит Джереми Тиндалл (Jeremy Tyndal), генеральный директор завода Caspian Flat Glass. За свою жизнь, несмотря на репутацию Дагестана в России и в мире, он не боится. Как он говорит, пока у него на это нет причин.