Совместное заявление о борьбе с терроризмом, сообщение о предстоящей июньской встрече в Сочи, «поднятый» вопрос прав человека... а также устойчивые разногласия по Украине и другим проблемам — вот весьма скромные результаты состоявшегося 28 января в Брюсселе саммита Россия-ЕС.
Речь идет о долгожданной, но весьма оперативной встрече, на которой должны были быть рассмотрены основные вопросы, отметил незадолго до ее начала один высокопоставленный дипломат. Ее целью было «объективно обсудить» отношения (с 2010 года было больше разногласий чем результатов) и «партнерство для модернизации», которое так и не пошло дальше слов.
Как бы то ни было, состоявшаяся во вторник встреча подчеркнула не только расхождения в политике по отношению к соседним странам (они в частности проявились в спорах по Украине), но и неспособность Брюсселя и Москвы взвешенно рассмотреть будущее своих отношений в среднесрочной и долгосрочной перспективе. По мнению некоторых аналитиков, украинский кризис лишь пролил свет на «геополитическое соперничество» двух блоков.
ЕС хотел воздержаться от споров
На фоне развития событий в Киеве в ЕС явно хотели воздержаться от любой полемики с Москвой до саммита с участием президента России. Еще во вторник днем представители Европейской комиссии крайне уклончиво отзывались по поводу своей будущей стратегии отношений с президентом Януковичем. Они ограничились лишь словами о стремлении способствовать «сближению через соглашение об ассоциации» и «процессу включения» после стабилизации обстановки. Не прозвучало ничего об «освобождении задержанных активистов» или «перспективе вступления», которую обрисовали перед украинским руководством, пока то не решило сделать выбор в пользу предложения России.
На совместной пресс-конференции лидеры Европы и России официально зафиксировали существующие у них разногласия. По словам председателя Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу, президент Владимир Путин в принципе не возражает против «Восточного партнерства» ЕС, которое должно охватить и Украину. «Однако он хочет понять возможные последствия для российской экономики», — подчеркнул Баррозу. Для изучения этого вопроса будет сформирована специальная экспертная группа. Председатель Европейского совета Херман Ван Ромпей со своей стороны рассчитывает убедить Москву в том, что партнерство будет выгодно всем соседям ЕС, в том числе и России.
Что касается текущей ситуации, все заинтересованы в ее стабилизации, подчеркнули европейские лидеры. Путин сделал вид, что согласен с этим, и предпочел сосредоточиться на торговых, экономических и энергетических вопросах, которые также нередко порождают разногласия в отношениях Москвы и Брюсселя. По его словам, ему непонятны европейские директивы, которые только создают проблемы.
Россия не будет вмешиваться
Как отметил президент России, выделенный Украине кредит в 15 миллиардов долларов связан «с необходимостью и желанием поддержать не какое-то конкретное правительство, а украинский народ». Он объясняется потребностью проведения в стране структурных реформ, и Россия рассчитывает в перспективе получить эти деньги назад. Каким бы ни было будущее руководство Украины, ему придется соблюдать взятые страной обязательства.
Президента России не смутили слова Хермана Ван Ромпея о необходимости «уважать волю народа и демократических групп». «Я думаю, что украинский народ в состоянии сам разобраться, во всяком случае, Россия никогда не будет в это вмешиваться», — заявил он. Кроме того, он выразил надежду на то, что его западные коллеги будут придерживаться аналогичной позиции: «Могу себе представить, как бы наши европейские партнеры реагировали, если бы в разгар кризиса в Греции или на Кипре на одном из митингов антиевропейском появился бы наш министр иностранных дел и начал бы там обращаться с какими-то призывами».
Президенту Януковичу, безусловно, следует воздержаться от применения силы, однако стоит обратить внимание и на поведение его противников: «В СМИ это не показывают, а мы видим. Ну, скажем, на западной Украине священнослужитель призывает толпу ехать в Киев и громить правительство. И дальше аргументация: чтобы «в нашем доме не командовали негры, москали, то есть русские, и жиды». По его словам, это «крайнее проявление национализма, абсолютно неприемлемое в цивилизованном мире».