Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Анализ отношений между США и Россией после терактов в Париже

© AP Photo / Peter DejongФранцузские солдаты патрулируют Елисейские поля после терактов в Париже
Французские солдаты патрулируют Елисейские поля после терактов в Париже
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
После парижских терактов США и России стоило бы найти способ преодолеть стратегические разногласия и выступить единым фронтом против боевиков Исламского государства (организация запрещена в России – прим. ред.). Но уровень недоверия между двумя странами достиг такого масштаба, что отношения могут скорее ухудшиться.

После парижских терактов США и России стоило бы найти способ преодолеть стратегические разногласия и выступить единым фронтом против боевиков Исламского государства (организация запрещена в России – прим. ред.). Но уровень недоверия между двумя странами достиг такого масштаба, что отношения могут скорее ухудшиться.

В результате кровавой бойни в Париже в пятницу, 13 ноября, унесшей более 130 жизней, значительно возросло давление на США, ЕС и Россию с целью побудить их объединить усилия. Президент Франции Франсуа Олланд заявил 16 ноября, что будет убеждать президента США Барака Обаму и его российского коллегу Владимира Путина присоединиться к коалиции против «Исламского государства», чтобы «объединить наши силы и достигнуть долгожданного результата».

Чувствуя, что ситуация не терпит отлагательств, Обама и Путин встретились 15 ноября на полях прошедшего в Турции саммита «Группы двадцати». В заявлении Белого дома говорится, что встреча была «конструктивной», а разговор концентрировался на «текущих усилиях по разрешению конфликта в Сирии».

Судя по словам Путина, процитированным изданием «Уолл-стрит джорнел», он надеется на расширение сотрудничества. «Если наши партнеры считают, что настало время как-то менять наши отношения, то мы будем это приветствовать, — приводит издание слова российского лидера. — Мы никогда не отказывались от совместной работы и двери не закрывали».

Заявление Путина указывает на то, что он, возможно, добивается сделки в формате «услуга за услугу», в рамках которой в обмен на помощь России Вашингтон и Брюссель ослабят или полностью отменят санкции, введенные в отношении Кремля после захвата Крыма в 2014 году.

Но вероятность подобного развития события представляется весьма призрачной. Представители администрации президента Обамы подчеркнули, что встреча между американским и российским лидерами не окажет существенного влияния на двусторонние отношения. Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков также постарался успокоить начавшиеся разговоры о сближении.

«Это абсолютно нереалистично ожидать, чтобы 20-минутная встреча могла называться переломной в двусторонних отношениях. Двусторонние отношения — такие, какие они есть. Разногласия — такие, какие они есть, и в то же время понимание безальтернативности диалога двустороннего хотя бы для обсуждения имеющихся проблем тоже таковое, какое оно есть», — приводит ТАСС слова Пескова.


Судя по заявлениям на прошедшей 16 ноября в Вашингтоне конференции на тему безопасности, представляется вероятным, что отношения межу США и Россией могут скорее ухудшиться, прежде чем станет возможным их улучшение. Эксперты по России на данном мероприятии, организованном вашингтонским аналитическим Центром стратегических и международных исследований, в основном призывали ужесточить политику в отношении РФ.

«Если не будет проявлена жесткость, то не будет и рычагов давления», — отметил бывший посол в РФ Томас Пикеринг (Thomas Pickering).

По его словам, самоуверенные действия России в Украине и Сирии продиктованы желанием Кремля «вернуть [глобальный] статус», утерянный после развала советской империи в 1991 году. Он также упомянул, что одним из ключевых факторов в развитии событий является «персонализмо» — система, при которой политика формируется исходя из личных взглядов лидера, в данном случае — Путина.


По всей видимости, американский политический истеблишмент раздражает именно элемент «персонализмо», т.к. желания одного человека не всегда разумны и не всегда отвечают интересам страны. Российская внешняя политика основана на «уловках, а не стратегии», заявил Пикеринг, добавив, что сложно понять, действует ли Путин как «разведчик» или «государственный деятель».

Например, сотрудничество с США с целью недопущения присоединения российских граждан к «Исламскому государству» и прочим радикальным группировкам в Сирии было бы в интересах России, отметил в своем заявлении на мероприятии директор ЦРУ Джон Бреннан. Но он косвенно признал, что российско-американское сотрудничество по вопросу «Исламского государства» намного более ограниченно, чем стоило бы, и особых улучшений в этой сфере не предвидится.

«Мы обмениваемся информацией, — сказал Бреннан, в голосе которого звучало скорее разочарование, чем оптимизм. — Я считаю, что нужно расширять это сотрудничество».

«Несмотря на разногласия по поводу политики в отношении Сирии, я намерен приложить все усилия для работы со службами других стран, чтобы предотвратить террористические акты», — добавил он.

По словам Пикеринга, «основной чертой» российской внешней политики являются попытки «лягнуть» США при любой возможности. И ничто не указывает на намерение России отказаться от подобного поведения.

Судя по всему, в американских внешнеполитических и оборонных кругах укрепляется убеждение, что только более жесткие меры в отношении России способны заставить Кремль умерить свое поведение.

Выступая на конференции, Пикеринг высказал мнение, что США следует предоставить дружественным вооруженным формированиям в Сирии зенитные ракетные комплексы, чтобы они могли обороняться от российских авиаударов. Это предложение напомнило о том, как Соединенные Штаты предоставили стингеры афганским моджахедам, борющимся с оккупировавшей их страну Красной армией. Американские официальные лица выступили с критикой военного вмешательства России в Сирии, отмечая, что российская авиация бомбит в основном не боевиков Исламского государства, а поддерживаемые США умеренные группы, выступающие за свержение президента Башара Асада.

«Я знаю, эта мысль пугает», — сказал Пикеринг об идее предоставить сирийским повстанцам ракетные установки. Позже он подчеркнул, что подобный план должен будет осуществляться под строгим контролем, чтобы столь серьезное оружие не оказалось в руках боевиков «Исламского государства».

Хотя идея о стингерах была, возможно, наиболее провокационной мыслью на данном мероприятии, она не была единственным предложением начать оказывать более активное противодействие политике Кремля. Паула Добрянски (Paula Dobriansky), занимавшая высокий дипломатический пост при администрации Джорджа Буша-младшего, высказала мысль о распространении санкций против России на сферу энергетики и торговую инфраструктуру. Она также добавила, что в вопросе о размещении американских и/или натовских войск в Польше и странах Прибалтики «разговор идет не о том, стоит ли, а о том, как это будет осуществляться».

Тем временем Даниель Курц-Фелан (Daniel Kurtz-Phelan), ранее работавший помощником экс-госсекретаря Хиллари Клинтон, а ныне являющийся научным сотрудником аналитического центра New America Foundation, призвал США принять всесторонние меры по укреплению суверенитета Украины.

Пикеринг также отметил необходимость запуска информационной инициативы, чтобы нарушить сложившуюся в России монополию контролируемых Кремлем СМИ на информацию в стране. «Мы должны найти способ доводить информацию до российского народа», — сказал он.

Отмечая нарастание настроя на конфронтацию, Пикеринг, однако, подчеркнул необходимость продолжения диалога с Россией, чтобы избежать перерастания возможных просчетов в нечто большее, вроде ядерного противостояния. По его словам, хорошей возможностью поддерживать диалог между странами могла бы стать активизация переговоров по сокращению вооружений. Он также добавил, что в некоторых сферах сотрудничество между США и Россией вполне возможно, и странам следует искать вопросы, в которых «выиграют обе стороны».

«Необходимо готовиться к худшему, но надеяться на лучшее», — сказал он.