Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Внешняя политика Турции — демонстрация несостоявшегося величия

© AP Photo / Kayhan Ozer, Presidential Press Service, Pool Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В последние годы внешняя политика Турции лавировала между западничеством и своего рода османизмом. В свете последних событий она вновь стала склоняться в сторону Запада. В настоящий момент Турция лишена какой-либо перспективы оказывать собственное влияние на политические процессы. Поэтому она за счет провокационных действий против России прилагает усилия для того, чтобы скрыть свое бессилие.

С момента начала сирийского кризиса, образования террористической группировки ИГИЛ и последовавшими за всем этим усилиями региональных и мировых держав для решения данных проблем дипломатическое ведомство Турции столкнулось с целым рядом вызовов. После прихода к власти Партии справедливости и развития главным ориентиром своей внешней политики Турция провозгласила политику «стратегической глубины и сведения к нулю напряженности в отношениях с соседними государствами». Однако с началом дестабилизации и военного противостояния в Сирии Анкара стала проводить недемократическую тактику вмешательства в дела другого государства, выступив за смещение Башара Асада с поста президента Арабской Республики. Конфликт с Асадом зашел настолько далеко, что руководство Турции даже согласилось содействовать и оказывать тайную помощь террористическим группировкам. За последний год высшие должностные лица в Анкаре осознали, что допустили грубую ошибку, а их региональная политика создала предпосылки для образования глубоких кризисов для всего мира, региона Ближнего Востока да и их самих. В связи с этим они отчасти изменили свою позицию, однако до сих пор бросается в глаза весьма странная тактика внешней политики Турции в плане борьбы с игиловским терроризмом и одним из подтверждений тому служит атака на российский истребитель.

После того как в ходе последних недель с завершением венского саммита, посвященного сирийскому кризису, стало ясно, что Башар Асад не намерен оставлять свой пост президента по требованию соседних государств, а Исламская Республика Иран благодаря заключению соглашения по ядерной проблеме стала центром международного общения и обратила на себя внимание самых разных стран мира, готовых развивать с ней политические, военные и торговые отношения и подписывать соответствующие договоры. Сразу же после проведения в Иране столь влиятельного саммита Форума стран-экспортеров газа при активном взаимодействии России турецкое руководство пришло к выводу о том, что ради сохранения собственного участия в политических играх на Ближнем Востоке ему необходимо продемонстрировать соперникам собственную мощь. Не прошло и месяца после полной победы Эрдогана и его партии на парламентских выборах в Турции, как дипломатический корпус этой страны стал прилагать усилия для того, чтобы продемонстрировать свою новую внешнюю политику. В связи с этим атака турецких истребителей F-16 на российский истребитель Су-24 на сирийско-турецкой границе, который якобы нарушил воздушное пространство Турции, не только предоставляет Эрдогану возможность заявить турецкой общественности о могуществе своей партии, но и может положить начало новому внешнеполитическому курсу этой страны.

В последние годы внешняя политика Турции постоянно лавировала между западничеством (с тремя главными ориентирами на поддержание отношений с Европейским Союзом, Соединенными Штатами и Израилем) и своего рода османизмом. В свете последних событий она вновь стала склоняться в сторону Запада. В настоящий момент Турция лишена какой-либо перспективы оказывать собственное влияние на политические процессы в соседних государствах и на Ближнем Востоке в целом и ей приходится лишь наблюдать за активностью там своих региональных соперников. Поэтому она за счет провокационных действий против России, ставшей не так давно новой проблемой для стран Запада, и демонстрации всем своей защищенности со стороны НАТО прилагает усилия для того, чтобы скрыть свое бессилие в плане реализации собственной политики на Ближнем Востоке и вместо этого продемонстрировать свое могущество.

Кроме того, осуществив атаку на российский самолет, который участвовал в подавлении террористов и вооруженных мятежников Сирии, Турция доказала, что по-прежнему придерживается своей жесткой позиции в отношении Башара Асада и продолжает содействовать оппозиционным ему группировкам, поэтому она готова противостоять любому государству, которое выступает в поддержку сирийского президента.

С другой стороны, Исламская Республика Иран действует весьма осторожно в отношениях с Россией и стремится не ограничивать свою дипломатическую активность отношениями только с этой страной. Тем не менее создается впечатление, что перспектива создания стратегической оси Иран — Россия — Сирия сильно беспокоит внешнеполитическое руководство Турции. Поэтому, предприняв атаку на российский истребитель, Анкара дала понять, что в случае образования такой враждебной оси она даже готова пойти на объединение с террористами и нанести удар по новому фронту противостояния «Исламскому государству».

В конце концов необходимо отметить и такой момент, что подобные недружественные акты, выходящие за рамки дипломатической практики, не только наносят вред внешним связям Турции, ее экономике и туристической сфере, но и еще больше отдаляют эту страну от участия в региональной политике, а двойственная политика этой страны в плане противостояния терроризму делает еще более проблематичной перспективу ее присоединения к Европейскому союзу.