Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Этого недостаточно, надо позаседать еще!

© AP Photo / Geert Vanden WijngaertЗаседание Европарламента
Заседание Европарламента
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Это можно назвать европейской традицией: главы государств и правительств принимают решения, но занимаются их реализацией очень медленно — если вообще занимаются. А в резолюциях саммитов обращаются к самим себе с призывом что-то, наконец, предпринять. Именно такое ощущение возникает при прочтении согласованного 17 декабря документа, касающегося миграционного кризиса.

Главы государств и правительств стран ЕС вынуждены констатировать, что пока не могут справиться с миграционным кризисом. Ни одна из мер, согласованных за последние несколько месяцев, не заработала. Но если пустить ситуацию на самотек, то сама собой она не может улучшиться.

Это уже можно назвать европейской традицией: главы государств и правительств принимают какие-то решения, но занимаются их реализацией очень медленно — если вообще занимаются. А потом обращаются в заключительных резолюциях саммитов ЕС к самим себе с призывами что-то уже, наконец, предпринять.

Именно такое ощущение возникает при прочтении согласованной в четверг поздно вечером части декларации, касающейся миграционного кризиса: по-прежнему не заработали пункты регистрации прибывающих беженцев (так называемые хотспоты), по-прежнему нет надежного контроля безопасности на границах ЕС, по-прежнему не функционирует механизм распределения мигрантов среди стран ЕС. Кроме того, европейцы не в состоянии эффективно бороться с контрабандистами, перевозящими мигрантов в Старый Свет, а также высылать переселенцев, которым отказано в предоставлении убежища. Это список можно продолжать и продолжать.

Таким образом, мяч постоянно находится «на половине поля» политиков, которые сами постоянно затягивают игру. Но когда случаются кризисы вроде нынешнего миграционного, эффективность этого метода ведения игры невозможно объяснить согражданам. И это никак нельзя назвать хорошей традицией.

Нынешняя ситуация на европейских границах не позволяет вести дебаты, длящиеся годами, в ходе которых государства обмениваются упреками в неспособности, нежелании или безответственном поведении. В пределах Шенгенской зоны больше нет шлагбаумов. Таким образом, границы Греции, Италии или Испании становятся границей всех стран, участвующих в этом «аттракционе неслыханной щедрости» по отношению к мигрантам. Иначе говоря, немецкая государственная граница переносится куда-то на Адриатику. Но почему бы тогда не отправить туда немецких пограничников?

Совершенно не уместны причитания и жалобы некоторых европейских столиц по поводу того, что общеевропейская пограничная служба Frontex, укомплектованная международным персоналом, подвергает опасности национальный суверенитет отдельных стран. Но ведь, в конце-то концов, эти страны добровольно отказались от части суверенитета, соглашаясь на введение на своей территории общей европейской валюты и тем самым на общую финансово-экономическую политику!


Если поток беженцев в Европу весной следующего года будет столь же интенсивным, как летом и осенью года уходящего, канцлеру Ангеле Меркель придется срочно что-нибудь придумать, чтобы удержаться на своем посту до истечения предусмотренных законом полномочий. И в любом случае ей при этом будет необходима активная помощь со стороны европейских партнеров. Вчерашняя дискуссия глав государств и правительств, посвященная проблеме беженцев, показала, что будет до крайности трудно удержать их всех «в одной лодке».

При этом есть сомнения, что угрозы стран-лидеров по финансовым вливаниям в общеевропейский бюджет вроде Германии или Австрии урезать в следующем году — при промежуточной проверке семилетних финансовых рамок ЕС — дотации на структурное развитие странам, увиливающим от активного участия в решении миграционного кризиса, удастся воплотить в жизнь. Тем более что есть заявленное стремление превратить все европейское пространство в экономический «рай», и именно этот план и заставляет страны ЕС держаться вместе. А разброд и шатание Союз не может себе позволить, потому что в противном случае возникнет реальная угроза его распада.

При этом в 2016 году вызовов в адрес ЕС не станет меньше, особенно если учесть разгоревшиеся в последнее время дебаты о реформах ввиду возможного референдума о выходе Великобритании из состава ЕС. Чтобы избежать этого, всем придется поднапрячься и опять же что-нибудь придумать.

После темы беженцев главам государств и правительств в ночь на пятницу выпало сомнительное удовольствие заниматься проблемой возможного «брексита». Впрочем, они сообща дали понять британскому премьеру Кэмерону, что не позволят шантажировать себя.

Да, надо избежать выхода британцев из ЕС — но не за счет великодушия и равноправия. Требование Кэмерона урезать социальные расходы Европейского Союза на переселенцев из стран ЕС (а иначе он займется организацией соответствующего референдума) было отвергнуто. До следующего саммита в феврале будущего года, когда стороны вновь попытаются сблизить свои позиции, у них еще есть достаточно времени, чтобы скрестить шпаги.

При этом конфликтный потенциал в ЕС был велик и в уходящем году. «Такого года, который начинается с террора и заканчивается террором, который преисполнен страхом, глубокими экономическими и социальными кризисами и доселе невиданным разъединением стран-членов — такого года мне до сих пор не доводилось переживать. Я могу лишь надеяться, что 2016 год будет лучше», сказал председатель Европейского парламента Мартин Шульц (Martin Schulz) за кулисами саммита ЕС.

К этому едва ли можно что-то добавить. Разве что замечание, что одной лишь надежды мало.