Полиция безопасности (ПБ) попросила Рижскую думу обобщить информацию об официальных, рабочих и неофициальных визитах ее сотрудников в Россию, Белоруссию, другие страны СНГ и в Китай.
ПБ интересуется также контактами должностных лиц самоуправления Риги с работниками посольств упомянутых государств. Это первый случай, когда ПБ запрашивает такую информацию у контролируемой партией «Согласие» Рижской думы. Как известно, «Согласие» заключило договоры о сотрудничестве и с партией Путина «Единая Россия», и с Коммунистической партией Китая. Прозвучали предположения, что руководство столицы Латвии фактически реализует свою внешнюю политику. Однако такой конкретный шаг со стороны ПБ может свидетельствовать о каких-то особых подозрениях спецслужб.
Причина – альтернативная внешняя политика Ушакова?
С момента прихода к власти в столице мэр Нил Ушаков особый акцент делал на связи с Россией. Фирменным знаком такого сотрудничества был проект «Рижский дворик»— произведенные в Латвии товары в супермаркетах Москвы. После того, как Россия в ответ на санкции Европейского союза запретила импорт большей части западного продовольствия, Ушаков лично направился в Москву защищать «дворики». Он принял участие в празднике Дня Москвы и задержался для дружеской беседы с премьером России Дмитрием Медведевым и с приближенным к властям патриархом Русской православной церкви Кириллом. В ходе визита в Москву Ушаков в интервью либеральному телеканалу «Дождь» высказался, что Владимир Путин как президент России это лучший вариант для Латвии, что вызвало широкий резонанс как в Латвии, так и в российских либеральных кругах. Необходимо напомнить, что Ушаков гостил в Москве в то время, когда Россия активно реализовала агрессию на востоке Украины.
Полиция безопасности комментирует свои действия сдержанно. «Полиция безопасности как учреждение государственной безопасности осуществляет в институтах государственного управления и самоуправлений систематические мероприятия в сфере контрразведки и защиты государственной тайны. Получение и анализ информации о служебных поездках должностных лиц является составной частью совокупности таких мероприятий. С учетом того, что секретность способствует эффективности мероприятий в сфере контрразведки и защиты государственной тайны, Полиция безопасности воздерживается от подробных комментариев по этому вопросу»,— указала пресс-секретарь ПБ Лига Петерсоне.
Контекст политики и ценностей
По всей вероятности, внимание ПБ привлекли связи Ушакова с Москвой. Исполнительный директор Центра исследований политики Восточной Европы Андис Кудорс отметил, что администрация Рижской думы реализует свою альтернативную внешнюю политику, которая ориентирована на Россию – государство, противопоставляющее себя НАТО. В новой Стратегии национальной безопасности России НАТО и США впервые обозначены как угроза. «Все это имеет контекст политики и ценностей. Есть люди, которые продолжают некритично относиться к России, утверждая, что нужно прекратить санкции. Но за что они выступают? Разве допустимо то, что одно государство может напасть на другое?»,— спрашивает Кудорс. Он понимает опасения ПБ, но выразил скепсис по поводу того, что в рамках такого опроса кто-то действительно признается в контактах со спецслужбами упомянутых государств.
Заместитель руководителя отдела общественных отношений Рижской думы Угис Видаускис подчеркнул, что он не усматривает в действиях ПБ никаких подозрений относительно работы самоуправления. По словам Видаускиса, цели командировок сотрудников думы самые разные, в основном визиты проходят в связи с различными проектами сотрудничества и содружества. В свою очередь, иностранные посольства работники муниципалитета посещают для решения практических и организационных вопросов конкретного визита или командировки. Пока Рижская дума не может ответить на вопрос, сколько раз и с какими целями ее сотрудники отправлялись в указанные ПБ государства, но информация обобщается.
В анкетах спрашивают о ситуациях
У LA оказался документ ограниченного доступа. Это подписанное исполнительным директором Рижской думы Юрисом Радзевичем распоряжение №3 от 5 января сего года, в котором руководителям институтов администрации самоуправления поручено обобщить и представить в электронном виде в секретариат думы сведения о состоявшихся и планируемых командировках в Россию, другие страны СНГ и Китай, а также об имевших место контактах должностных лиц и работников самоуправления с сотрудниками и офицерами связи посольств этих стран. Информацию о планируемых поездках нужно предоставить до 15 января, а о состоявшихся поездках, контактах и визитах— в течение недели после них. К распоряжению издано несколько приложений, согласно которым должностные лица и работники самоуправления должны сообщить о причинах, инициаторах визитов, обсуждавшихся вопросах, встречах с зарубежными должностными лицами, о поддерживавших контакты с иностранными гостями работниках. Необходимо также рассказать о возможных инцидентах и ситуациях, которые могут свидетельствовать о принадлежности упомянутых иностранных представителей к спецслужбам.
Источник в Рижской думе, пожелавший сохранить анонимность, расценивает шаг ПБ как не очень эффективный, потому что вряд ли потенциальные шпионы признаются в контактах со спецслужбами России, Белоруссии, других стран СНГ или Китая. Собеседник LA полагает, что кого-то из должностных лиц или работников рижского самоуправления после заполнения анкеты могут пригласить на разговор в ПБ. «Полиция безопасности должна публично продемонстрировать, что она работает. Но настоящих агентов не поймают, и они не признаются, были ли у них контакты с Главным разведывательным управлением или ФСБ России. Однако нельзя исключать, что под спонтанные встречи в России или в ее посольстве могу быть замаксированы случаи получения денег от агентов на выполнение какого-то задания»,— считает источник. Возможно, действия ПБ связаны с «давлением сверху», и, возможно, «ноги растут» из комиссии Сейма по национальной безопасности, добавил он.