Понятием «Brexit», образованным из сочетания слов «Великобритания» («Br») и «выход» («exit»), обозначают сценарий, в котором Великобритания выйдет из ЕС. В последнее время это одна из самых обсуждаемых тем в Евросоюзе.

По опросам общественного мнения, проведенным в Великобритании, 43% населения настаивают на необходимости выхода страны из ЕС. Тех, кто желает сохранения членства в союзе, — 40%.

Тему выхода Великобритании из ЕС обсуждают практически с момента вступления страны в союз в 1973 году. Во времена глобальных кризисов она удостаивается еще более пристального внимания.

На этот раз причина столь активного обращения к теме выхода из ЕС, которую премьер-министр Кэмерон (Cameron) обещал вынести на обсуждение еще с приходом к власти, — мигрантский кризис.

По словам Кэмерона, система социальной защиты, действующая в Великобритании, делает эту страну местом, привлекательным для беженцев.

Поскольку об изменении системы социальной защиты Великобритании из-за мигрантов не может быть и речи, предлагается или не предоставлять иностранцам социальные льготы, или ввести похожую систему во всех странах ЕС.

Условия Великобритании

В случае принятия своих условий Кэмерон пообещал убедить британское общество в том, что Великобритания не должна выходить из ЕС. Но согласиться на эти условия весьма непросто. Грубо говоря, Лондон предъявляет Брюсселю четыре требования: 1) отменить социальные пособия для приезжих из других стран в первые четыре года их пребывания в Великобритании; 2) изменить законодательство ЕС, регулирующее часы работы и выходные дни, или освободить Великобританию от действия этих законов; 3) изменить политику безопасности ЕС или не распространять ее на Великобританию; 4) внести поправки в Уголовный кодекс.

Пойти на условия Великобритании — значит отступить от единой политики, обозначаемой термином «углубление», которую последовательно проводили в Евросоюзе.

Можно, конечно, не менять все законодательство и освободить только Великобританию от его действия. Но и это, в конечном счете, противоречит региональной интеграции. Освобождение Великобритании может повлечь за собой требования иммунитета со стороны других стран — членов. Польша может последовать примеру Великобритании, Греция — выйти из еврозоны, а Франция — из Шенгенских соглашений.

В этих условиях ЕС как единственный пример региональной интеграции перестанет быть самим собой.

Момент принятия решения приближается

Кэмерон сообщает: если эти условия не будут приняты, то в 2017 году Великобритания проведет референдум, и если народ скажет «да», то страна выйдет из союза. Отделение Великобритании, вероятно, лишит ЕС существенной экономической и политической силы или, по крайней мере, репутации и авторитета.

Именно поэтому Великобритания говорит: не рискуйте, сделайте то, о чем мы вас просим, и мы останемся в ЕС.

Со многих ракурсов это можно рассматривать как шантаж в отношении Германии, а с точки зрения законодательства ЕС (который еще не сталкивался на своем веку с отказом от членства), и как шантаж в отношении Брюсселя.

Судя по заявлениям Кэмерона, Великобритания не намерена идти на уступки.

Если Лондон сохранит свою позицию, то, весьма вероятно, ЕС продолжит свой путь с меньшим количеством членов, но тогда ничего уже не будет так, как раньше.

С другой стороны, если ЕС примет условия Лондона, то реальностью станет модель союза стран «разных скоростей интеграции» и разной степени сотрудничества с гибкой системой членства.

Будем надеяться, что страны — члены и институты ЕС согласятся на требования Кэмерона, поскольку в новый ЕС Турции вступить будет гораздо проще.