Видные чешские политики публикуют свои статьи, в частности, на сайтах, которые аналитики называют «прокремлевскими» или «дезинформационными». При этом речь идет о лидерах партий и правительства, которые на публике, как правило, отстаивают демократические ценности и отвергают всякого рода манипулирование.

В регулярном мониторинге «О российской пропаганде в Чехии», в котором команда аналитиков из неправительственной организации Европейские ценности разбирает контент пророссийских информационных ресурсов, на этой неделе прозвучали неожиданные имена: глава KDU-ČSL, председатель ODS, министр правительства от христианских демократов и представители Чешской партии пиратов, которые реально влияют на события в столице.

«Нас удивило, что зампред правительства Павел Белобрадек, министр сельского хозяйства Мариан Юречка и председатель ODS Петр Фиала, как и некоторые другие политики, публикуются на сайте První zprávy, — комментируют свой анализ авторы Адам Чехи и Якуб Янда. — Ведь этот сайт постоянно публикует дезинформацию. За последние месяцы, например, там опубликовали лживое предсказание якобы гибели человечества, фальшивые обвинения в адрес США в сотрудничестве с Исламским государством, а также дезинформацию о том, что американский дипломат Виктория Нуланд подготовила на Украине неонацистский путч, а теперь на сайте предостерегают от удара НАТО по России. Нам кажется неприемлемым, что упомянутые господа общаются со своими избирателями посредством столь сомнительной платформы».

«Нас также удивило, что партия общается со своими сторонниками через портал Czech Free Press, который является одним из главных рассадников прокремлевской пропаганды в чешском интернете. В последние месяцы этот сайт опубликовал, например, лживое предостережение Владимира Путина перед Третьей мировой войной, которую готовит Североатлантический альянс, а также предупреждение о планах элит по уничтожению европейской цивилизации посредством массовой миграции. Были на этом сайте и лживые обвинения США в поддержке Исламского государства».

В анализе содержания сайтов указано и несколько информационных источников на чешском, базу которых в прошлом году в рамках долгосрочного проекта начало составлять издание Neovlivní.cz, например: Аeronet, AC24, Parlamentní listy и Sputnik News.

Мониторинг Европейских ценностей предлагает конкретные примеры того, каким образом эти сайты пытаются менять и влиять на восприятие событий в Чешской Республике и в мире. В последнее время внимание авторов привлекло следующее (цитируем).

Партия KSČM на Донбассе: «Депутаты KSČM: Станислав Мацковик и Зденек Ондрачек — дали Спутнику эксклюзивное интервью после посещения Донбасса» (Одного из эпицентров российского вторжения на Украине).

Афера Кельн: прокремлевске источники в ЧР активно поддерживают слухи, которые множатся вокруг нападений мигрантов в новогоднюю ночь в немецком Кельне. «На портале Svět kolem nas в нескольких статьях писали, что события в Кельне были инсценированы спецслужбами. Мужчины, обвиненные в приставаниях к большому количеству женщин и девушек были, по словам авторов Svět kolem nas, статистами, и у полиции был приказ не вмешиваться. Инициатором этих провокаций были якобы ЦРУ, НАТО и Моссад. Нападавшие якобы не были беженцами, а, например, могли быть студентами, которым заплатили героином на деньги налогоплательщиков. Портал AC24 сообщил, что полицейские давали пройти через кордоны мужчине с журналистскими удостоверениями, хотя именно он бросил бутылку с зажигательной смесью. Сайт написал об использовании агентов-провокаторов и полицейских в гражданской одежде для подстрекательства к насилию. Это делалось якобы для того, чтобы у полиции был повод разогнать протесты».

Вторжение НАТО: «Сервер První zprávy опубликовал информацию, согласно которой американский дипломат Виктория Нуланд стоит за переворотом на Украине, после которого к власти пришло неонацистское правительство. Также на сайте писали об опасности НАТО для России, которое может в нее вторгнуться».

Мир в Сирии: «Сайт Czech Free Press опубликовал новость о том, что благодаря россиянам процесс восстановления мира в Сирии необратим. Так об этом по крайней мере говорят неназванные представители победоносных сирийских войск, которых «расспрашивает» репортер телеканала «Россия» Алексей Баранов. Заголовок гласит, что из-за этого даже президент Обама позвонил Путину, правда, в самой статье об этом разговоре нет ни слова».

Против Erste: «Сайт Aeronet сообщил, что Slovenská Spořitelna закрыла его счет потому, что сервер и его содержание не соответствуют моральным ценностям и внутреннему кодексу группы Erste. Сервер якобы подумывает обратиться в арбитражный суд и подать жалобу в Европейский центробанк в связи с подозрением в незаконной банковской дискриминации. Erste Bank, по мнению редакции сайта, выбирает своих клиентов согласно их политическим взглядам. После на AC24 появилась новость о том, что Erste Bank закрыл счет австрийского движения, выступающего против миграции. По данным этого движения, австрийский банк проводит кампанию по открытию счетов для мигрантов и просителей убежища без банковских сборов, тогда как обычные австрийцы платят высокие сборы».

Письма Соботки: «Так же, как две недели назад, пророссийские сайты пишут о краже интернет-переписки чешского премьера. Aeronet опубликовал статью, критикующую премьера за использование обычной электронной почты. В статье говорится, что экстремистами являются не члены White Media, а премьер и его советники, которые используют подобный ненадежный канал. В другой статье Aeronet пишет о содержании писем, в частности, о том, что правительство готовится начать мониторинг всей интернет-коммуникации, что станет очередным шагом к установлению нового мирового порядка».