По данным НАТО, сегодня активность российских подлодок в Атлантике достигает показателей, аналогичных тем, которые в последний раз регистрировались во времена холодной войны. Конечно, это связано с напряжённостью в отношениях между Западом и Москвой, из-за чего часто звучит термин «новая холодная война». Ситуации соответствует и один из недавно заявленных планов российских вооруженных сил, хотя на самом деле причины его создания могут быть комплексными.

В конце февраля в российских СМИ появилась информация о том, что российский флот рассматривает вопрос об использовании качественно нового класса атомных подлодок. Якобы речь идет о высоко автоматизированных, то есть частично роботизированных судах, достигающих высокой скорости и называемых «подводными истребителями». Анонимному источнику информации не пришлось добавлять то, что большинство экспертов и так поняли: россияне, по всей видимости, хотят возродить неоднозначный класс подлодок «Лира»/«Альфа».

Подлинные обозначения советских классов подводных лодок во времена холодной войны, как правило, были строго секретными, поэтому американцы присваивали им кодовые названия, обычно используя свой фонетический алфавит. Так появились, в  частности, классы «Виски», «Отель», «Гольф», «Янки», «Дельта» и «Сьерра». Но прошло немало времени, прежде чем Пентагон признал необходимость использовать и кодовое слово, относящееся к букве А. Вероятно, он ожидал, что появится нечто по-настоящему исключительное. И Пентагон дождался: в конце 70-х годов начали поступать первые сообщения о классе, который в СССР обозначали как проект 705 «Лира».

Подлодки, которым американцы присвоили код «Альфа», были буквально революционными. У них была очень компактная конструкция с корпусом из титана, что способствовало их уникальной скорости и позволяло погружаться на огромные глубины. Для охлаждения, вернее переноса тепла, их ядерные реакторы использовали не водяной пар, а жидкий металл. Благодаря этому, они были исключительно эффективными и могли моментально менять мощность, поэтому «Альфе» хватало одной минуты (!), чтобы достигнуть максимальной скорости. А она превышала фантастические 41 узел, то есть более 75 км/ч.

Еще одной необычной характеристикой «Альфа» была чрезвычайная мера автоматизации. Если экипаж атомных атакующих субмарин, как правило, состоял из 60-70 человек, то на советских титановых подлодках служило всего 32 моряка. Секретность, которая окружала «Альфу», была исключительной даже по советским меркам, что подтверждает, например, тот факт, что в состав экипажа входил 31профессиональный офицер. Единственным членом экипажа без звания был кок.

В то время как другие атакующие подлодки выполняли все более расширяющийся спектр задач, постепенно превращаясь в универсальные субмарины, семь подлодок класса «Альфа» выполняли только задачи подводных «ударных истребителей». Их скорость, благодаря которой они могли легко настигнуть любое надводное и подводное судно НАТО (а также скрыться практически от всех торпед), делала этот класс подлодок действительно крайне эффективным оружием в гипотетической Третьей мировой войне. Теоретически.

Однако практика расходилась с теорией, потому что, несмотря на потрясающие параметры на бумаге, «Альфы» были весьма проблематичными. Они были крайне шумными (моряки НАТО прозвали их «Ревущие коровы»), и своим шумом они сбивали собственный гидролокатор, из-за чего одна подлодка столкнулась с китом. Эти субмарины постоянно ломались, а их футуристические реакторы подчас приносили больше вреда, чем пользы. Ведь они должны были перманентно работать, и их невозможно было «выключить», потому что расплавленный металлический сплав моментально и навсегда застыл бы, что уничтожило бы реактор.

Так или иначе, эксплуатация подобных специализированный подлодок была крайне накладной, и к 1997 году все они были списаны, хотя одна (уже оснащенная традиционным водяным реактором) еще несколько лет назад использовалась как опытное судно на балансе судоверфи. Этот класс по-прежнему остается, вероятно, самым противоречивым классом советских подводных лодок, и не утихают споры о том, чем был этот проект — бессмысленно амбициозной ошибкой или, напротив, конструкторским шедевром, который намного опередила свое время.

Судя по последним сообщениям, в российском флоте, похоже, преобладает второе мнение. Якобы обсуждается возможность строительства новых подводных лодок, которые по своей конструкционной философии были бы родственны «Альфе». Однако повторять «экстремальную» конструкцию не планируется, поскольку экипаж сначала будет насчитывать 50-55 человек. Впоследствии он может быть сокращен до 30-40 человек. Да и электроника с конца 70-х прошла путь определенного прогресса. Кстати, уже сами «Альфы» доказывают, что отставание СССР в этой сфере не было таким уж ужасным, как часто утверждают.

Однако, так или иначе, вопрос в том, какие цели преследует Россия, обращаясь к строительству новых автоматизированных «подводных истребителей». Современные атомные подлодки являются высоко универсальными плавсредствами, потому что даже крупнейшие державы мира не могут себе позволить эксплуатацию множества специализированных классов. В этом смысле гипотетическая «новая Альфа» идет вразрез с современными тенденциями. Конечно, нельзя исключить того, что все это лишь пропагандистская игра, имеющая целью ошеломить и отпугнуть вероятного противника, однако напрашивается и другое объяснение, которое в российском контексте имеет смысл.

«Подводный истребитель» уже с первого взгляда вызывает ясное впечатление «оружия холодной войны», то есть оружия, предназначенного для борьбы с превосходящими морскими силами НАТО. Несмотря на то, что такой расчет, несомненно, есть в умах российских адмиралов, он не обязательно является единственной мотивацией. Ведь уже с точки зрения надводных сил Россия значительно отстает не только от Запада, но и, что еще неприятнее, от стран Восточной Азии и Тихоокеанского региона, прежде всего от Китая и Японии.

Кроме того, россияне явно не способны в ближайшее время «догнать и перегнать» своих соперников в области надводных кораблей. Сегодня российские судоверфи могут строить максимум фрегаты, а вот новые торпедоносцы, крейсеры и авианосцы появятся, вероятно, только после 2025 года. Более того, даже строительство фрегатов осложняется недоступностью турбинных двигателей, которые производятся на Украине, где, кстати, также находятся самые крупные пост-советские судоверфи. Одним словом, Россия до сих пор не создала замену многим производственным мощностям советской эры.

К счастью для России, в области подлодок ситуация иная: их строили на севере страны, и почти все их составляющие — продукт «Made in Russia». Так что, несмотря на все проволочки и другие проблемы, Россия может строить современные многоцелевые и ракетоносные атомные подводные лодки, которые по своему качеству могут соперничать с лучшими мировыми аналогами. «Новая Альфа», таким образом, может отражать стремление Москвы воспользоваться доступными мощностями и ответить на превосходство в надводных кораблях асимметрично, то есть созданием многочисленной и всесторонней флотилии подводных лодок.

Но не стоит ожидать, что подобный шаг не вызовет реакции. Американские ВМС уже заявили, что будет разработано плавсредство ACTUV (Anti-Submarine Warfare Continuous Trail Unmanned Vessel), единственной задачей которого будет выслеживание подводных лодок. А как подсказывает название, это будет судно, функционирующее без экипажа. Так что «Новая Альфа» и ACTUV наводят на мысль о том, что после распространения беспилотников военная «роботизированная революция» настигнет и мировой океан.