Действия России на территории бывших стран-сателлитов СССР подталкивают НАТО и США к укреплению оборонных ресурсов для возвращения к позиции сдерживания.
После распада Советского Союза они постепенно ушли с континента. Но теперь американские танки возвращаются в Восточную Европу. С февраля 2017 года американская бронетанковая бригада будет по ротации размещена в шести восточноевропейских странах: Польше, Румынии, Болгарии, Литве, Эстонии и Латвии. Этот мощный сигнал со стороны Пентагона призван сдерживать любую возможную агрессию со стороны России. «Перезагрузка» отношений, которую предложил Барак Обама Владимиру Путину по приходу в Белый дом, давно забыта.
Каков новый расклад на востоке?
После аннексии Крыма в марте 2014 года и агрессии российских войск на востоке Украины США решили вчетверо увеличить расходы на военное присутствие в Европе. В знаковом выступлении в Риге в сентябре того же года Барак Обама пообещал защитить три прибалтийских республики: «Однажды вы уже лишились независимости. С НАТО вы не потеряете ее никогда».
Западный лагерь тревожат планы Москвы в Восточной Европе. Владимир Путин считает распад Советского Союза самой страшной геополитической катастрофой ХХ века. И хотел бы вернуть бывшие советские республики в свою сферу влияния. В американском генштабе недавно недвусмысленно дали понять, что Россия может вновь стать главной угрозой для интересов США. Некоторые стратеги указывают на возможность российского военного удара по Прибалтике для проверки единства НАТО и в частности статьи 5 договора, которая обязывает всех членов организации прийти на помощь стране-союзнице в случае нападения.
С весны 2014 года Североатлантический альянс принял целый ряд мер, чтобы придать уверенность восточноевропейским членам. Речь идет об открытии логистических центров, отправке истребителей в Прибалтику и увеличении числа кораблей в Балтийском и Черном морях. Как бы то ни было, размещение дополнительной американской бригады кардинально меняет тенденцию, переводя ориентир от гарантий к сдерживанию. Как отмечает главнокомандующий силами НАТО в Европе генерал Филип Бридлав (Philip Breedlove), существование «агрессивной» России требует новой стратегии для европейского континента. «Мы готовы сражаться и побеждать, если до этого дойдет…», — недавно заявил он.
Как реагирует Москва?
Россия предостерегает против непрекращающегося размещения ударных сил НАТО у ее границы. В Кремле полагают, что это решение противоречит Основополагающему акту Россия-НАТО. Этот документ от 1997 года запрещает размещение на постоянной основе ударных сил на территории бывших советских республик. Однако помимо того, что американская бригада будет находиться в указанных государствах не постоянно, а в рамках ротации, многие в Европе считают, что Россия нарушила пакт с альянсом, когда аннексировала часть Украины. С тех пор отношения США и России лишь ухудшаются. Премьер Дмитрий Медведев говорит о новой холодной войне. Месяц назад секретарь российского Совбеза Игорь Иванов отметил в Брюсселе на ежегодной конференции, организованной Германским фондом Маршалла, что перемены в отношениях между Европы и Россией «сохранятся надолго. Причем не месяцы и даже не годы, а вероятно, десятилетия». По его словам, «возврата к осени 2013 года не будет, даже если ситуация на Украине каким-то чудом нормализуется. Происходящие на наших глазах перемены не просто радикальны, а необратимы». Бывший глава российского МИДа считает, что нынешняя эскалация напряженности между Россией и Западом привела мир еще ближе к ядерному конфликту, чем это было во время холодной войны.
Восточноевропейские государства считают американский проект недостаточным и неспособным защитить их в случае нападения России. Президент Польши уверен, что для сдерживания Москвы необходимо удвоить число военных, а также сформировать постоянную инфраструктуру в пограничных странах. Развертывание ракетных комплексов С-400 в Калининградской области, на побережье Балтийского моря, в Крыму и сирийской Латакии вызывает тревогу у соседей России и западного лагеря. Как и проект строительства новой авиабазы в Белоруссии, к югу от границы Польши и Литвы. Дело в том, что развертывание российской военной техники в регионе может закрыть для НАТО подступы к нему. И если Москва решит завладеть территорией вокруг польского Сувалки между Калининградом и Белоруссией, страны Балтии окажутся отрезанными от Североатлантического альянса.
Если бы российские танки вошли завтра в Прибалтику, силы НАТО потерпели бы поражение за три дня: такой результат дала недавняя симуляция Rand Corporation с участием американских офицеров. Связано это и с ростом российских военных расходов. Кое-кто в Восточной Европе считает, что в плане защищенности их страны относят ко «второму сорту». И требуют расширения присутствия НАТО. «После аннексии Крыма мы вернулись к оборонным отношениям, которые преобладали во время холодной войны, — подчеркнул президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес (Toomas Hendrik Ilves) на конференции. — НАТО играет основополагающую роль, потому что является единственной связующим звеном, которая удерживает США в Европе».
Неужели США и НАТО наращивают силы?
«Отказ в доступе», вызванный размещением российских С-400, рассматривается в Вашингтоне как «важнейший стратегический знак» для НАТО, которому необходимо «вернуть к себе доверие», отмечает директор Фонда стратегических исследований Камий Гран (Camille Grand). По его словам, былая тенденция по отходу американцев из Европы меняется: «Владимир Путин всколыхнул НАТО, вызвал его реакцию. Физическое присутствие войск альянса больше не рассматривается как нечто запретное. Мы видим общее изменение позиции по отношению к России. Раньше все следили за тем, чтобы не задеть и не унизить ее. Теперь задача состоит в том, чтобы удержать Владимира Путина от совершения новой агрессии». Как бы то ни было, это развертывание не отражается на общей политике отхода Барака Обамы. Тем более что общее число американских военных в Европе остается прежним: 62 тысячи. Для сравнения: в конце холодной войны их было 330 тысяч. Хотя переориентация Америки в сторону Азии отошла на второй план под воздействием кризисов на Ближнем Востоке и в Европе, ее реальности это никак не меняет. Как следует из вышедшей месяц назад в The Atlantic статьи о «доктрине Обамы», глава Белого дома не верит в восстановление российской мощи. То, что Владимир Путин «вторгся в Крым или пытается спасти Башара Асада в Сирии, не делает его в один миг ключевым игроком», — считает Обама. Украина, по его мнению, не является приоритетом для интересов США.
Последует ли Европа примеру США?
С приближением июльского саммита НАТО в Варшаве США подталкивают другие страны альянса последовать их примеру. В последнем докладе Стокгольмского института исследований проблем мира отмечается определенный «подъем» в Европе: после устойчивого спада оборонные расходы выросли в 2014 году на 1,5%. Связано это в первую очередь с восточноевропейскими странами, прежде всего Польшей и Прибалтикой. Генсек НАТО отметил это на форуме в Брюсселе: «Это первый год, когда мы не видим дальнейших сокращений оборонных бюджетов. Этого недостаточно, но пока что это только начало. Спад закончен». В целом же, никто в Европе не торопится поддержать американскую инициативу. Даже две главные военные державы континента.
Так Великобритания сосредоточена на своем референдуме о членстве в ЕС. А Франция уже действует на пределе возможностей в Африке, Сахеле и на Ближнем Востоке. В Европе нет ни консенсуса, ни достаточных финансовых средств. Поэтому ее пока что не видно и не слышно. «Американцы осознают, что нужно что-то делать, потому что политика отхода дала отрицательные результаты, а доктрина Обамы по умиротворению России провалилась, — считает Торнике Гордадзе (Thornike Gordadze) из Института высших исследований национальной обороны. — Тем не менее они делают это нехотя. В любом случае, сдерживание между русскими и американцами работало 50 лет, и нет никаких оснований для того, чтобы оно не работало сегодня».