Британский премьер-министр Дэвид Кэмерон оказался под давлением и вынужден выступить перед парламентом. Исландский премьер Зигмундур Дэвид Гуннлаугсcон подал в отставку. Украинский президент Петр Порошенко третируется прессой, что еще больше усугубляет кризис в стране. ЕС после разоблачений «панамских документов» планирует принять жесткие меры в борьбе против укрывательства налогов.
Именно в демократической части мира политики слишком неумело защищаются от злостных упреков в свой адрес. Они прилагают усилия, чтобы опровергнуть получившие широкое распространение обвинения в том, что они являются частью «возвысившейся элиты», которая обогатилась за счет налогоплательщиков. Но они могут взять пример с президента России. Он показал, как нужно абсолютно спокойно реагировать на подобный небольшой скандал. Ниже пять уроков для западных лидеров, владеющих офшорными счетами.
Без суеты
Эффектная пауза для главы государства настолько же важна, как и для актеров. Поэтому вначале ничего не говорите. То есть покажите, что Вас не оторвать какими-то скандалами от действительно важных вещей. Покажите тем самым, насколько банальны и незначительны выдвинутые против Вас претензии. В лучшем случае, предоставьте Вашему пресс-секретарю возможность, пожав плечами, объяснить, что документы не содержат какой-то новой информации и, кстати, все это является очевидной «информационной атакой» на Ваше государство.
При необходимости Ваш пресс-секретарь может сделать размытые предположения о возможном инициаторе «информационной атаки». Например, «нападение врагов» или что-то в этом духе (подходящие враги для такого случая наверняка найдутся). Вместе с тем, в первые дни народ должен получить как можно меньше информации о скандале. Поэтому рекомендуется дать сигнал государственным телеканалам, по возможности, вообще не освещать эту тему. Российскому телевидению в случае с «панамскими документами» это удалось наилучшим образом. Как? Вы скажете, это не получится в Великобритании или Исландии? Сочувствуем.
Поддержите ваших друзей — избирателям это нравится
Ваш лучший друг владеет сетью офшорных компаний, через которые в результате сомнительных сделок были переведены порядка двух миллиардов долларов? Как в случае с Сергеем Ролдугиным, виолончелистом и другом Владимира Путина? Газеты пишут, что Вы сами могли извлечь из этого выгоду? Просто посмейтесь над этим, как это сделал Путин в четверг, и дайте как можно более невинно-идеалистическое объяснение предпринимательской деятельности Вашего друга. «Почти все деньги, которые он там заработал, он истратил на приобретение музыкальных инструментов за границей и привез их в Россию», — сказал Путин. «И я горжусь, что у меня есть такие друзья».
Покажите себя с человеческой стороны, сделайте акцент на том, что Вы являетесь верным другом именно в тот момент, когда друг подозревается в чем-то — Вам это принесет дополнительные очки. Детали при этом роли не играют. Как, например, то, что за весь 2015 год музыкальные инструменты в Россию были ввезены на общую сумму только 50 миллионов долларов.
Позднее высказаться может и сам Ваш друг. На выходных по российскому телевидению показали Ролдугина, возглавляемый им Петербургский дом музыки и его вызвавшие споры музыкальные инструменты. «Я ходил и клянчил у всех, у кого мог, потому что инструменты стоят дорого. Профессура, которая может дать лучшие советы. А я только хотел, чтобы были самые лучшие инструменты, самые лучшие профессора, самые лучшие залы. Все самое лучшее для наших российских ребят, для музыкантов. Это стоит безумных денег», — говорит Ролдугин. Потом «меценату» Ролдугину предложили «небольшую часть от бизнеса», чтобы он смог финансировать школу. Вот и все. Получается красивая, достойная легенда — старые друзья, классическая музыка, поддержка подрастающего поколения — в конце концов, вы образованный человек. А следовательно и гарантированно честный человек.
Задействование офшорных фирм не всегда плохо
Плывите против течения. Все говорят, что офшорный бизнес — это плохо. Осмельтесь выдвинуть тезис, что подобные схемы могут быть полезными. Так, в «панамских документах» фигурируют доказательства того, что одна из компаний Ролдугина за один доллар получила право взыскивать долги в трехзначных миллионных суммах. В конце концов, эти деньги приходили от государственной телекоммуникационной компании «Ростелеком».
В конце недели по государственному телевидению сообщили, что офшорные сделки — часть операции ФСБ, направленной на защиту стратегически важных кабельных сетей от американских спецслужб. Их владелец планировал продать сети через офшоры американцам. Но затем российские компании собрали необходимую сумму, приобрели кабельные сети через офшорные компании и передали их за ту же сумму под контроль Ростелекома. Акт патриотической самоотверженности. «Это был петербургский удар по зубам», — передает государственное телевидение. То, что американские спецслужбы день и ночь мечтают о том, чтобы взять под контроль российское кабельное телевидение, это ясно. Этого доказывать не нужно.
Обратитесь к гражданскому обществу
Следует признать, не все СМИ возьмутся за трансляцию великой истории спецслужб. Всегда найдутся придиры и ворчуны, которые начнут копаться. Да, даже в России. Но Вам помогут искренние, настоящие активисты. Так, в России член общественной палаты после панамского скандала обратился с просьбой начать расследование в отношении тех, кто укрывается от уплаты налогов. Нет, конечно же, проверять нужно не виолончелиста Родулгина, а, например, «Новую газету», которая причастна к разоблачениям. Платила ли газета все налоги по получаемым иностранным средствам? Вопрос этот нужно, по крайней мере, задать.
Покажите, где истинные причины коррупции
Известно, что вор тот, кто громче всех кричит «поймайте вора». То есть кто по этой логике ответственен за коррупцию в Вашей стране? Правильно, антикоррупционные активисты. Так, российское телевидение в конце недели начало очередную атаку на блогера Алексея Навального и британского инвестора Уильяма Браудера. В репортаже говорилось, что оба являются не только ворами, но и агентами спецслужб под псевдонимами «Фридом» и «Соломон». В качестве доказательств показываются якобы доклады британской разведки MI6. Настоящая сенсация — MI6, по всей видимости, не в ладах с английским языком — показанные тексты написаны с грамматическими ошибками. Но кого это заботит? Если достаточно часто повторять фразу «иностранные спецслужбы», тогда такие вопросы как офшорные компании ваших друзей или два миллиарда долларов по сравнению с этим — второстепенный аспект.