В ресторане на берегу моря руководство Крыма (премьер-министр, губернатор Севастополя и представитель Владимира Путина) на этой неделе проводило совместный завтрак с двумя десятками иностранных политиков, бизнесменов и журналистов, приехавших на экономический форум в окрестностях Ялты. Первые лица полуострова пытались убедить их в том, что вкладывать деньги в его развитие целесообразно, несмотря на санкции, введенные в отношении России США и Евросоюзом после того, как Москва присоединила Крым в 2014 году.
«Я готов провести частные встречи без представителей прессы, чтобы разъяснить наши преимущества», говорил премьер-министр Крыма Сергей Аксенов, не желая публично раскрывать схемы обхода санкций. Когда подали кофе, французский предприниматель и швейцарский адвокат признали, что бизнес в Крыму осуществляется через фирмы, зарегистрированные в России. Преуспевающий местный предприниматель подтвердил впоследствии, что европейские и турецкие фирмы работают с Крымом через Москву.
Зависимость Крыма от России начала расти с осени прошлого года. В сентябре крымско-татарские активисты заблокировали движение грузовиков и нарушили подачу электричества с территории Украины. В ноябре киевские власти узаконили запрет на перевозку товаров. После того, как Турция сбила российский истребитель, Россия ввела эмбарго на ввоз турецких товаров, в том числе и в Крым.
Прекращение поставок с Украины и из Турции положительно сказалось на российских производителях на Кубани, но при этом вызвало взлет цен на товары, доставляемые на паромах через Керченский пролив. Это средство транспорта, зависящее от волнения на море, будет заменено огромным мостом, под которым будут проходить суда, входящие и выходящие из Азовского моря.
Строительство опор моста началось в нескольких точках, включая остров Тузлу, из-за которого в 2003 году вспыхнул конфликт между Россией и Украиной. Мост откроют 18 декабря 2018 года, сообщил представитель президента РФ Олег Белавенцев. «С вами или без вас мы сделаем то, что задумали, но лучше с вами», заявил чиновник.
Крым адаптировался к новой действительности. Местное руководство пытается представить дело так, как будто Украина всего лишь неуживчивый сосед, которому не удастся воспрепятствовать тому, что Запад в конце концов станет инвестировать средства в полуостров и даже признает его частью России. И никого здесь не интересует, что новое правительство Украины во главе с Владимиром Гройсманом создало «Министерство по оккупированным территориям» (Крым, часть Луганской и Донецкой областей).
В Крыму проживают около двух миллионов человек, в большинстве своем русских. Часть крымских татар (это самые древние жители данной местности) и украинцев уехали за последние два года. Владимир Путин по-прежнему пользуется массовой поддержкой, но некоторые испытали разочарование, узнав, что по степени коррумпированности российские чиновники мало чем уступают украинским, и что иерархическая структура власти в Москве гораздо жестче, чем в Киеве. Но ни разочарование, ни экономические проблемы — инфляция и сокращение заработной платы — не могут поколебать поддержку матушки-России.
Прагматизм берет верх. Россия заставила чиновников отказаться от украинского гражданства. При этом обычные крымчане, хотя и получили российские паспорта, в своем большинстве сохраняют и украинские, используя их в зависимости от обстоятельств. С украинскими паспортами и визой они могут поехать на Запад. С паспортами, выданными российскими властями Крыма, им закрыт путь на Украину и на Запад, но зато они могут ездить по всем просторам России.
Кроме того, Крым расширяет Симферопольский аэропорт и ожидает в нынешнем году 7,5 миллионов туристов (в 2015 их было пять миллионов). На приток туристов в эту местность могут положительно повлиять запрет на поездки за границу военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов, а также прекращение чартерных полетов в Турцию и Египет.
Карты с новой границей
Адаптация Крыма к России находит свое отражение в новых картах этой местности, напечатанных в Москве. На них изображены новые границы, а сами карты продаются в магазинах канцелярских товаров Симферополя. В процессе адаптации исчезли газеты на украинском языке, были заблокированы каналы украинского телевидения и закрыт местный телеканал АТР, вещавший на крымско-татарском языке.
Из тех, кто не адаптировались, одни уехали по собственной инициативе, другим запретили приезжать в Крым, в частности крымско-татарским лидерам Мустафе Джемилеву и Рефату Чубарову. Деятельность меджлиса, органа управления местной общины крымских татар, была приостановлена на этой неделе прокурором Крыма в ожидании того, что судебным решением он будет признан экстремистской организацией и запрещен.
Те, кто не сумели адаптироваться, не обязательно украинцы или крымские татары. Ссылаясь на бюрократические формальности, уволили авторитетного заведующего кафедрой русской филологии Таврической академии Крымского федерального университета Владимира Казарина.
Футбольные команды Крыма (некоторые в прошлом входили в первый дивизион Украины) тоже адаптируются. Небольшую лигу полуострова, созданную в качестве альтернативы российской лиги, ФИФА не признала, поскольку для этой организации Крым продолжает оставаться частью Украины.
Еще одним показателем адаптации (к дефициту электроэнергии) являются электрогенераторы, которые можно увидеть, например, в кафетериях Симферополя. Чтобы компенсировать энергетическую блокаду со стороны Украины, Россия проложила уже три из четырех ЛЭП, необходимых для восстановления требуемой мощности.