Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Мы не отвергаем США, но более не будем наивны!

© REUTERS / Kevin LamarqueПрезидент США Барак Обама и король Сальман ибн Абдель-Азиз ас-Сауд во время встречи в Саудовской Аравии
Президент США Барак Обама и король Сальман ибн Абдель-Азиз ас-Сауд во время встречи в Саудовской Аравии
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Саудовско-американские отношения всегда были и остаются историческими и стратегическими, независимо от того, что мнения сторон в отношении региональных проблем могут кардинально различаться, а личные интересы преобладать. США должны пересмотреть свою политику в регионе, уяснить, что риторика Персидского залива, а, главное, риторика Саудовской Аравии, изменилась.

Саудовско-американские отношения всегда были и остаются историческими и стратегическими, независимо от того, что мнения сторон в отношении региональных проблем могут кардинально различаться, а личные интересы преобладать. Взаимодействия между странами осуществляется с 1931 года, когда впервые стало известно о нефтяных ресурсах страны. В 1933 году было подписано соглашение о сотрудничестве между странами, а кульминацией сближения стала встреча короля-основателя государства с президентом Рузвельтом в 1945 году. С тех пор встречи руководств Саудовской Аравии и США приобрели постоянный характер, было достигнуто устойчивое совместное сотрудничество в различных сферах партнерства, в том числе военное, экономическое, политическое, культурное сотрудничество и взаимодействие в области безопасности. Появились многочисленные возможности совместной работы в рамках различных заседаний, форумов, комитетов, инвестиционных и правительственных проектов. Наибольшее взаимопонимание было достигнуто в области борьбы с терроризмом, было принято решение развивать сотрудничество в этой сфере. Итогом совместной работы стало объявление о создании международной коалиции по борьбе с террористической организацией ИГИЛ.
   
Двусторонние отношения между странами прошли через многочисленные трудности, подвергались изменениям, сталкивались с вызовами, однако остались достаточно крепкими. Ни одна из сторон не игнорировала нужды другой, когда ей требовалась поддержка, либо совет в той или иной ситуации.
   
Что касается важности взаимодействия между Саудовской Аравией и США, роли в укреплении мира и международной безопасности, то в результате длительной совместной работы страны пришли к еще большему стратегическому партнерству, важность которого была обозначена в ходе визита короля Салмана в Вашингтон в сентябре прошлого года.
   

Нет никаких сомнений, что события 11 сентября, падение Багдада в 2003 году, агрессивная политика Израиля, череда революций в ряде стран арабского мира, расцвет терроризма в результате геополитических изменений и региональных трансформаций, ядерное соглашение с Ираном, сирийский кризис — все эти вопросы поставили Саудовскую Аравия и США перед сложным выбором, что кардинально осложнило взаимодействие между странами. Появилось множество вопросов, недопониманий, спекуляций, различных интерпретаций происходящего из уст аналитиков обеих стран. Что касается Саудовской Аравии, то в большинстве случаев критика в отношении нынешней американской позиции связана с серьезностью намерений США в вопросах урегулирования региональных кризисов. Вызывает недоумение вопиющая политика Ирана, который позволяет себе вмешиваться в дела арабских стран. Тегеран способствует возникновению революционных настроений на религиозной почве в этих государствах. Он оказывает поддержку террористическим организациям и отдельным вооруженным отрядам. В этой связи встает вопрос: почему США ставят интересы Ирана на первый план, не учитывая при этом интересы своих союзников? Почему США настояли на подписании ядерного соглашения, снятии санкций, тем самым избавив Иран от международной изоляции, и произошло это именно сейчас? Почему регион должен расплачиваться за действия США, оправдывающие деятельность Ирана, а он в это время продолжает хвастаться тем, что оккупировал четыре арабские столицы?
   
Все эти вопросы, разумеется, вызывают разочарование. Хотя еще в мае прошло года во время саммита в Кэмп-Дэвиде США выражали свою крайнюю приверженность странам Персидского залива, разделяли понимание необходимости защиты их интересов и обеспечения их безопасности. США заявили, что не собираются отказываться от региона, и высказали намерение двигаться в восточном направлении в сторону Центральной Азии. Это то, что было озвучено во время встречи министров обороны Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) с министром обороны США Эштоном Картером за день до соглашения о создании системе ПРО для защиты от иранских баллистических ракет. Также был заключен ряд документов по продаже оружия, соглашение по вопросу подготовки военных, договор о совместном морском патрулировании для предотвращения контрабанды оружия из Ирана.

Несмотря на обязательства, которые взяли на себя США в Кэмп Девиде, Саудовская Аравия вынуждена оставаться в состоянии обороны, не предпринимая попыток наступления, так как США решили действовать в деле урегулирования конфликта по принципу «холодного мира». Именно такой подход президент Барак Обама предложил использовать Саудовской Аравии в отношении Ирана, о чем заявил в своем известном интервью журналу «Атлантик».
   
Если послушать, что говорит нынешняя американская администрация в своих политических речах или заявлениях перед прессой, то сразу ощущается масштаб влияния сионистского и иранского лобби. Ведь очевидно, что эти заявления противоречат принципам американской политики в отношении кризисов на Ближнем Востоке. Такой подход американской администрации привел к тому, что общественное мнение разделилось. Многие полагают, что такая сверхдержава, как США, которая способна управлять миром, должна иметь более независимую и внятную позиции. Но самое печальное, что такого рода «сионистско-иранские лобби» формируют новый американский политический класс, который выдвигает смелые идеи в отношении региона. Такая трансформация настолько опасна и обескураживает, даже возникает ощущение, что быть может существует некое американское видение, которое предполагает возможность решения конфликта в одностороннем порядке в угоду одной стороне за счет другой. Однако в этой связи следует вспомнить знаменитое высказывание Черчилля: «Американцы неизменно делают правильную вещь после того, как они проверят все другие альтернативы».
   
Я слушал итоговую пресс-конференцию президента Барака Обамы после завершения саммита «Персидский залив — США», который прошел в Эр-Рияде. Его речь не отличалась новизной по своему содержанию, он не стал останавливаться детально на всем масштабе иранской угрозы. Однако мы действительно понимаем значение и глубину отношений, которые связывают страны Персидского залива и США. И эта важность не может быть приуменьшена ни одной из сторон. Нет сомнения, что господин Обама услышал твердую позицию стран Персидского залива по поводу Ирана и его преступной деятельности в регионе. Это чувствуется в риторике,  которую он демонстрировал в ходе конференции. Его право отстаивать точку зрения своей страны, но если дело касается того, чтобы позволить Ирану иметь мирную ядерную программу, и никак нельзя допустить, чтобы он стал страной, обладающей ядерным оружием. Пусть Обама старается не углубляться в разногласия, обходить стороной суть проблемы, игнорировать факт вмешательства Ирана в вопросы арабского региона, а также его намерение произвести ядерное оружие, но тогда и мы должны заявить о своем праве не только высказать свое мнение, но и о праве защитить себя. Если господин Обама утверждает, что его стране не свойственна наивность в отношении Ирана, то и нам стоит перестать делать вид, что мы не замечаем  слабость позиции США в отношении Ирана. Все должны понять, что Саудовская Аравия в период правления короля Салмана стала занимать более твердую позицию, более смелую, нежели когда-либо прежде. У нее есть сила, которую невозможно проигнорировать. Она сегодня является государством с определенными принципами и четкими интересами и не может отказаться от своей прочной позиции в отношении Ирана. Саудовская Аравия не должна позволить ему и дальше вмешиваться в арабские и исламские страны, подталкивая тем самым регион в направлении разделения и раздробления. Отношений с Тегераном быть не может, пока он не прекратит свою преступную деятельность в Сирии, Ираке, Ливане, Йемене. Он должен оказаться от поддержки террористических отрядов и партий. Такова позиция страны, независимо от того, что еще скажет Обама, изменит ли он тон, попытается ли маневрировать. Это окончательное послание Ирану. Либо он уважает суверенитет других стран, либо мы оставляем за собой право выступить сдерживающий для него силой.
   
США должны пересмотреть свою политику в регионе, уяснить, что риторика Персидского залива, а, главное, риторика Саудовской Аравии, изменилась. Говорить о каком-либо экономическом или военном сотрудничестве в борьбе с терроризмом не представляется возможным, пока основная проблема с Ираном не решена. Этот посыл неизбежно дошел до американской администрации еще до начала открытия саммита в Эр-Рияде. Однако внятного ответа так и не последовало. Американские успокоительные речи уже бесполезны. Станам Персидского залива следует быть более решительными в отношении Ирана и конечно подождать прихода новой американской администрации. Возможно она будет более чутко реагировать на проблемы своих влиятельных союзников, которые, кстати, несмотря на все возникающие противоречия, придерживаются необходимости сохранить исторические и стратегические отношения с США.