Москва. — Вдохновленный обещанием Дональда Трампа «снизить напряженность и улучшить отношения с Россией», кремлевский истэблишмент в этом месяце пригласил советника Трампа Картера Пейджа (Carter Page) выступить перед выпускниками Российской экономической школы. Пейдж не подвел. В своем выступлении он осудил нынешнюю политику США за «зачастую лицемерное внимание к демократизации, неравенству, коррупции и смене режимов». Когда один российский студент спросил Пейджа, считает ли он американское общество либеральным и демократическим, советник Трампа улыбнулся и произнес слова, автором которых вполне мог бы стать сам Владимир Путин. «Я ставлю слово „либеральный“ в кавычки, — сказал он. — Я согласен с вами в том, что оно не всегда либерально, как кажется. Я с вами».
Действуя в полном соответствии с дружеским соглашением между штабом Трампа и Кремлем, помощники Трампа на прошлой неделе смягчили позиции республиканской платформы по России, удалив оттуда требования о поставке на Украину оружия для борьбы с российскими и повстанческими силами. Пейдж, будучи экспертом по энергетике, поддерживает тесные связи с российским бизнесом и с руководством гигантской государственной газовой компании «Газпром». А руководитель штаба Трампа Пол Манафорт (Paul Manafort) работал лоббистом у бывшего президента Украины и сторонника России Виктора Януковича.
Для Путина Трамп это редкий и щедрый подарок. Путин, подвергшийся санкциям и остракизму со стороны западных лидеров за российскую агрессию на Украине, теперь видит, как у него появляется перспективный союзник. Кремль и его правые сторонники громко аплодируют Трампу-изоляционисту, поскольку тот дал понять, что может ограничить американскую вовлеченность в дела НАТО и Европы, а также постоянно высмеивает тот политический «мейнстрим», который считает Путина отверженным.
Если Трамп одержит в ноябре победу, позволит ли он России расширять свою сферу влияния в Восточной Европе? Этот вопрос постоянно циркулирует в российских официальных кругах. Здесь, в Москве, я часто слышу, как Трампа сравнивают с политиком экстремистского и националистического толка Владимиром Жириновским, которого в народе прозвали Жириком. Он известен как придворный шут российской политики, потому что призывает казнить инакомыслящих министров, депутатов и генералов, расстреливая их на Красной площади, а также снижать рождаемость в мусульманских республиках России посредством введения финансовых штрафов за рождение третьего ребенка. «Я восхищаюсь Трампом, он как наш Жирик, они оба говорят то, что думают, — сказал студент из Нижнего Новгорода Александр, поддерживающий партию „Родина“ (первоначально это была коалиция из 30 националистических и крайне правых группировок). — Видите ли, успех придворных шутов типа нашего Жириновского или американца Трампа легко можно объяснить. Они не боятся говорить то, чего никогда не скажут другие царские придворные».
А другой фанат Трампа по имени Сергей Марков заявил: «Это же ясно как божий день, Трамп против американского истэблишмента, и поддерживающие его люди тоже против американского истэблишмента. Следовательно, они за Путина, так как наш Путин тоже против американского руководства, но с американским народом».
Путин неоднократно говорил о том, что в США нет подлинной демократии. Когда Фарид Закария (Fareed Zakaria) из CNN брал недавно интервью у российского президента и спросил его о Трампе, Путин подчеркнул свою точку зрения о том, что в США нет демократических выборов, потому что «там даже прокуроры отгоняют от участков международных наблюдателей в ходе избирательных кампаний».
В этом месяце российские фанаты Трампа, включая путиноведов, умеренных и крайне правых националистов, антиглобалистов и сепаратистов из Донбасса, собрались в аннексированном Крыму на оплаченный Кремлем девятидневный форум, чтобы обсудить российско-американские отношения после ноябрьских выборов. Там появились даже лидеры самопровозглашенных Донецкой и Луганской республик. Сидя в президиуме за столом, покрытым красной скатертью, Сергей Марков, проводящий этот форум с 1999 года, объяснил находившимся в зале ученым-политологам и аспирантам, что когда Америка выберет себе президентом «придворного шута» Трампа, жизнь у Кремля станет легче и проще, причем везде — в Сирии, на Украине, в Европе и дома.
Кандидатуру Хиллари Клинтон в России поддерживают лишь 10% человек, а лагерь сторонников Трампа растет день ото дня. Депутат парламента от правящей партии Путина «Единая Россия» Роберт Шлегель рассказал мне, что ему импонирует личность Трампа и его политические взгляды. «Мы понимаем, что Клинтон в центр своей кампании ставит эскалацию борьбы с Россией в духе холодной войны, а поэтому многого ждем от Трампа, который говорит, что покончит с нынешним циклом враждебности Вашингтона по отношению к Москве», — заявил мне Шлегель во время недавнего интервью.
Это также распространяется на НАТО. Несколько недель назад Североатлантический альянс провел крупнейшие после окончания холодной войны учения, задействовав в них 31 тысячу военнослужащих из 24 стран. Решение НАТО направить четыре тысячи солдат в Польшу и страны Прибалтики также вызвало серьезную обеспокоенность у многих российских руководителей. Поэтому самые страстные мечтатели в Москве представляют себе, что всемогущий Трамп прикажет американцам выйти из НАТО, как Британия решила выйти из ЕС. Всякий раз, когда Трамп называет Хиллари Клинтон лгуньей или нечестным человеком, об этом в главных новостях сообщает российское телевидение.
«Мы надеемся, что Трамп подумает о выводе США из НАТО, или по крайней мере, положит конец агрессивной экспансии альянса, — говорит Марков, выражая надежду большинства прокремлевских ястребов. — Мы также надеемся, что он заставит уйти нынешнее украинское руководство и позволит востоку и западу Украины избрать новое [дружественное по отношению к Кремлю] правительство».
Итак, назначенный недавно кандидатом от Республиканской партии Дональд Трамп внушает россиянам чувства оптимизма.
Анна Немцова — корреспондент Newsweek и Daily Beast, живущая в Москве. Она также публикуется в Washington Post, Chronicle of Higher Education, Foreign Policy, nbcnews.com, Al Jazeera, Marie Claire и Guardian.