Посол России в Вашингтоне разочарован. Несмотря на большой потенциал для сотрудничества, сказал Сергей Кисляк, выступая во вторник в университете Джонса Хопкинса, две страны увязли в «недружественных дискуссиях». Разве не был бы мир более безопасным и более стабильным, если бы эти две державы ладили между собой?
Приносим извинения послу России в США Сергею Кисляку — но ответ на этот вопрос отрицательный. Вопреки его возражениям, Россия не заинтересована в защите мирового порядка. Ее предназначение состоит в том, чтобы ослаблять организации, нарушать соглашения и законы, которые заключают в себе этот порядок.
Нам всем известны многие вопиющие инциденты. Российские ВКС бомбят госпитали и гуманитарные конвои в Сирии. Ее армия на протяжении восьми лет оккупирует территорию Грузии. Ее хакеры воруют электронную переписку ведущих демократов США. Ее «зеленые человечки» аннексировали Крым. Только в прошлом месяце голландская следственная комиссия пришла к выводу, что российские власти снабдили сепаратистов ракетами, которые в 2014 году сбили летевший над Украиной гражданский авиалайнер.
Россия также оказывает пагубное влияние на международную систему и в вопросах «меньшего масштаба». В 2014 году бывший глава австралийского антидопингового агентства обвинил Россию в проведении государственной программы, предусматривающей прием спортсменами препаратов, повышающих их физические характеристики, или допингов. Россия по-прежнему поддерживает Кирсана Илюмжинова в качестве главы Международной шахматной Федерации, несмотря на его дружественные визиты в страны-изгои — такие как Северная Корея и Иран. Его недавний план провести международный чемпионат по шахматам в Иране вызвал протест чемпиона США по шахматам среди женщин Нази Паикидзе-Барнс (Nazi Paikidze-Barnes), потому что Иран требует, чтобы женщины покрывали голову и носили хиджаб.
Кроме того, России некорректно относится к Интерполу, Международному агентству по координации правоохранительной деятельности между странами. Нормальные страны используют Интерпол для привлечения к судебной ответственности преступников, скрывающихся от правосудия. Россия же использует его в целях политической мести. В 2013 году Москва начала направлять в Интерпол запросы на внесение в «красный бюллетень» с целью ареста Уильяма Браудера (William Browder), директора хеджевого фонда, который добивался справедливого расследования дела о задержании российскими властями и убийства своего бывшего юриста Сергея Магнитского. Россия также пыталась объявить в международный розыск и арестовать противников Путина — таких как антикоррупционный активист Николай Кобляков и Владимир Ашурков, сторонник политических реформ, связанный с оппозиционером Алексеем Навальным.
Все эти события последних лет дискредитируют многие из недавних внешнеполитических шагов США. После окончания «холодной войны» американские президенты способствовали интеграции России в международную систему — от создания Совета Россия-НАТО в 1990-е годы до вступления России во Всемирную торговую организацию в 2012 году. Идея заключалась в том, что если относиться к России как к ответственному члену международного сообщества, то она и вести себя будет соответственно.
Оказалось, что это не так. В ноябре этого года исполнится 10 лет с тех пор, как Россия отравила радиоактивным веществом одного из своих бывших агентов — Александра Литвиненко. После этого убийства в Лондоне путинская Россия превратилась в настоящего изгоя. Теперь некоторые из тех, кто изначально был приверженцем стратегии интеграции России в мировой порядок, говорят, что эта политика оказалась неэффективной.
Майкл Макфол, который был послом США в России и архитектором политики «перезагрузки» в отношениях с Россией во время первого президентского срока Барака Обамы, сказал, что США надеялись «умерить» негативные действия России, «сделав ее заинтересованным участником этих международных институтов». По словам Макфола, он считает, что в 1990-х и 2000-х годах это была правильная политика. Но он говорит, что настало время для выработки нового подхода: «Сегодня при Путине Россия не заинтересована в том, чтобы быть участником или ответственным членом многих из этих международных институтов. Русские, скорее, стремятся ослабить их или — в случае с НАТО — полностью их разрушить».
Бывший заместитель помощника министра обороны США при президенте Обаме Эвелин Фаркас (Evelyn Farkas), которая занималась вопросами России и Евразии, на этой неделе сказала мне, что проблема отчасти заключается в том, что США и их западные союзники не наказали Россию за нарушение международных норм и правил. «Когда мы не обеспечиваем соблюдение правил, действующих в международном сообществе, международное сообщество и институты не смогут сделать ответственных участников из таких стран, как Россия», — считает она.
Соединенным Штатам и их союзникам нужна новая стратегия. Называем ее «прививкой». Вместо того чтобы добиваться участия России в международных институтах, США должны работать со своими союзниками, чтобы защитить эти институты от России.
Для Макфола, который сегодня преподает в Институте Гувера, это означает, что пока надо отказаться от идеи возвращения России в группу промышленно развитых стран «Большую восьмерку», а также выработать четкие критерии для возобновления деятельности Совета Россия-НАТО. Фаркас, которая сейчас является приглашенным старшим научным сотрудником Атлантического Совета, заявила, что США должны рассекретить разведданные, которые доказывают виновность России в попытках вести подрывную деятельность в отношении союзников США.
Браудер в прошлом месяце предложил Интерполу план создания двухуровневой системы. Выступая в конгрессе перед комиссией по правам человека, он сказал, что заявки на объявление в международный розыск, подаваемые прозрачными странами, такими, как США, можно было бы обрабатывать автоматически, а заявки таких стран, как Россия, которые, как известно, злоупотребляют системой, передавать на рассмотрение группе объективных и независимых экспертов и лишь потом рассылать их государствам-членам Интерпола.
Чтобы признать недобросовестность и злонамеренность действий России в международных организациях, Соединенным Штатам также необходимо изменить свою позицию в отношении к Совету Безопасности ООН. Обама считает главным то, что вмешательство США за рубежом и введение Вашингтоном экономических санкций одобряет и поддерживает ООН. Хотя палата представителей в итоге отвергла его план вмешательства в Ливию в 2011 году, администрация утверждала, это было законно, потому что Совбез ООН это вмешательство одобрил.
В 2016 году такое мышление является опасным и устаревшим. Россия не ограничивает свои военные вмешательства, руководствуясь прихотями Совета Безопасности ООН. Она к тому же использует свое право вето в Совбезе с тем, чтобы защищать своих союзников от порицания и санкций. В минувшие выходные Россия доказала это, наложив вето на резолюцию Франции с требованием прекратить бомбардировки сирийского города Алеппо, которые ведет российская авиация. Зачем же президентам США поддерживать престиж этой организации, если русские так откровенно подрывают ее легитимность?
Но ничто из этого не должно мешать дипломатии с Россией. У США и России должны оставаться каналы для обсуждения ядерных арсеналов и других вопросов. Но, как госсекретарь Джон Керри усвоил в ходе своих напрасных встреч и безуспешных соглашений, обещания России ничего не стоят. И это понимают все американские политики — за исключением Дональда Трампа и нескольких других экстремистов левого и правого толка. Россия — это страна-изгой.
А изгоев не приглашают к сотрудничеству для совместного отражения угроз и вызовов всеобщему достоянию человечества. Они не должны получать право на проведение таких мероприятий, как Чемпионат мира, который планирует провести в 2018 году Россия. Они не должны быть дипломатическими партнерами в политике США по разоружению других изгоев вроде Ирана. Изгоев следует подвергать изоляции. Что касается России — это самое меньшее, что США и их союзники могут сделать для спасения международной системы от страны, которая стремится ее разрушить.