Администрация президента Обамы рассматривает возможность проведения беспрецедентной скрытой кибератаки против России в ответ на ее предполагаемое вмешательство в ход президентских выборов в США, как сообщили представители американской разведки репортерам NBC News.
Бывшие и действующие чиновники, обладающие сведениями из первых рук, утверждают, что Белый дом обратился к ЦРУ с просьбой представить ему варианты масштабной «скрытой» кибероперации, призванной напугать и «поставить в неловкое положение» кремлевское руководство.
Эти источники не стали раскрывать подробную информацию о мерах, которые рассматривает ЦРУ, но отметили, что разведслужба уже начала «открывать кибер-двери», выбирать цели и проводить другие подготовительные работы. По словам бывших сотрудников разведки, в распоряжении ЦРУ уже есть огромное количество документов, разоблачающих порочную тактику президента России Владимира Путина.
В пятницу в ходе беседы с ведущим программы Meet the Press Чаком Тоддом (Chuck Todd) вице-президент Джо Байден (Joe Biden) заявил, что «мы отправляем сигнал» Путину и «это случится в выбранный нами момент и при таких обстоятельствах, при которых это будет иметь наибольшее воздействие».
На вопрос о том, узнает ли американская общественность о факте отправки этого сигнала, вице-президент ответил: «Надеюсь, нет».
В беседе с Синтией Макфадден (Cynthia McFadden) из NBC News отставной адмирал Джеймс Ставридис (James Stavridis) сказал, что США должны нанести удар по способности России контролировать содержание внутреннего интернет-траффика и разоблачить подробности финансовых махинаций Путина и его соратников.
«Хорошо известно, что огромное количество денег выводится олигархами из России на офшорные счета, — добавил он. — Возникнет чрезвычайно досадная ситуация, если эта информация всплывет на поверхность, и это будет пропорциональным ответом на то, что мы увидели» в результате предполагаемых хакерских атак России и публикации разоблачающей информации, призванной повлиять на общественное мнение в США.
Шон Канук (Sean Kanuck), который до весны этого года был высокопоставленным чиновником американской разведки, отвечавшим за анализ возможностей России в киберпространстве, отметил, что, если США не ответят, это повлечет за собой нежелательные последствия.
«Если вы публично обвиняете кого-то, — объяснил он, — и затем не предпринимаете никаких ответных мер, это может ослабить убедительность угрозы о нанесении ответного удара».
В конечном счете, президенту Обаме придется решить, готов ли он дать свое согласие на операцию ЦРУ. По словам чиновников, давших интервью NBC News, в настоящее время в верхушке администрации сохраняются разногласия в вопросе о том, стоит ли проводить подобную операцию.
Два бывших офицера ЦРУ сообщили NBC News, что в прошлом Белый дом не раз обращался к ЦРУ с просьбой представить возможные варианты тайных операций против России, в том числе операций в киберпространстве, однако потом отказывался от этой идеи.
«Мы никогда не решались использовать массу наших наработок, но это политическое решение, — объяснил один бывший офицер. — Если кто-то сочтет, что "хватит уже с нас этих русских", мы действительно можем многое сделать. Первый шаг: напомнить русским, что в эту игру могут играть двое и что у нас есть масса наработок. Второй шаг: если мы собираемся вторгнуться в их сети, то мы можем это сделать, но надо понимать, что они способны доставить нам еще больше неприятностей в других областях».
Второй бывший офицер, который помогал проводить разведывательные операции против России, сказал, что за последние несколько лет к нему несколько раз обращались с просьбой подготовить планы скрытых операций, однако, по его словам, «ни один из вариантов не был достаточно хорошим, и мы не могли рассчитывать, что какой-то из них окажется особенно эффективным».
По его словам, Путина практически невозможно поставить в затруднительное положение, и все, что США могут сделать против, к примеру, банковских счетов россиян, русские могут сделать в ответ.
«Вы же не хотите, чтобы Барак Обама выписывал негодные чеки?» — добавил он.
Бывший заместитель директора ЦРУ Майкл Морелл (Michael Morell) усомнился в том, что США зайдут настолько далеко, чтобы атаковать российские компьютерные сети.
«Физические атаки на сети — это не то, чем США хотят заниматься, потому что мы не хотим создавать прецедент, провоцируя другие страны на подобные действия, в том числе против нас, — объяснил он. — Лично я считаю, что наш ответ не должен быть скрытым: он должен быть открытым, чтобы все его видели».
По словам чиновников, сейчас администрация Обамы как раз обсуждает вопрос о том, нужно ли отвечать России посредством кибератак или посредством традиционных инструментом, таких как санкции.
Кибероперацию ЦРУ разрабатывает группа экспертов из Центра киберразведки ЦРУ. По словам чиновников, в состав этой команды входят сотни экспертов, а ее бюджет измеряется сотнями миллионов долларов.
Этот план тайной операции направлен на защиту избирательной системы США, чтобы российские хакеры не смогли вмешаться в процесс голосования в ноябре. Другая цель операции, по словам чиновников, заключается в том, чтобы отправить России сигнал о том, что она пересекла красную линию.
Хотя центром цифрового шпионажа в Америке является Агентство национальной безопасности, тайные операции проводит в основном ЦРУ, у которого есть свои собственные инструменты для достижения целей в киберпространстве. По словам чиновников, ЦРУ иногда привлекает АНБ и Пентагон для проведения своих операций.
В прошлом ЦРУ стояло за попытками использовать интернет, чтобы оказать давление на Слободана Милошевича в 1999 году и руководство Ирака в 2003 году.
Согласно документам, обнародованным Эдвардом Сноуденом (Edward Snowden), ЦРУ запросило 685,4 миллиона долларов за проведение операций в компьютерных сетях, тогда как АНБ потребовало миллиард долларов.
В этом году отставной генерал Майк Хайден (Mike Hayden), который возглавлял сначала АНБ, а позже ЦРУ, написал: «У нас даже были свои кибервойска, Центр информационных операций (Information Operations Center), который создал бывший директор ЦРУ Джордж Тенет (George Tenet) и который укрепил свои позиции при следующем директоре ЦРУ Портере Госсе (Porter Goss), а затем и при мне. ЦРУ не пыталось копировать или соревноваться с АНБ… Центр информационных операций был очень похож на авиацию корпуса морской пехоты США, тогда как АНБ очень напоминал американские ВВС».
«Я процитирую русскую пословицу, — добавил адмирал Ставридис. — “Коли штыком. Встречаешь сталь — отступай, а если мягко — продолжай”. Думаю, если мы не ответим на эту кибератаку России, в будущем мы столкнемся с множеством ей подобных».