Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
ЕС создает бюро по противодействию российской пропаганде

Брюссель издает так называемые «дезинформационные журналы», чтобы опровергнуть кремлевские утверждения

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Евросоюз решил противостоять российской дезинформации при помощи альтернативных аргументов. Это небольшое бюро при европейской дипломатической службе пытается разрушить распространяемые Кремлем мифы о ЕС. Оно подчиняется аудиовизуальной службе Европейского Совета и другим структурам дипломатической службы. В нем работают десяток постоянных сотрудников плюс дипломаты и 450 информаторов.

«Будь внимателен к тому, что потребляешь», предупреждает видеоролик, который в течение чуть более двух минут преподносит российскую пропаганду, как опасное для здоровья блюдо. Снятый в коричневых тонах, со звуковым фоном на русском и английском языках, этот ролик не является произведением какого-нибудь антироссийского блогера или прозападного мозгового центра. Его автором является сам Евросоюз, решивший противостоять российской дезинформации при помощи альтернативных аргументов. Это небольшое бюро при европейской дипломатической службе пытается разрушить распространяемые Кремлем мифы о ЕС. «Это битва Давида с Голиафом. Но я не хочу быть излишне пессимистичным», рассказывает источник в ЕС, который знает, что из себя представляет данное бюро, называющееся «Стратегией распространения информации ЕС на восточном направлении».


Плоды этого проекта с начала года можно посмотреть на сайте euvsdisinfo.eu. Источники, предпочитающие оставаться неизвестными, указывают на то, что цель указана в самом названии сайта: ЕС против дезинформации. Но также признают, что инициатива призвана идти дальше исправления обнаруженных ошибок и давать положительные сведения о Европе.

Всего лишь за 10 месяцев своей работы бюро еженедельно отправляло напрямую информацию более чем 18 тысячам русскоговорящих людей, проживающих как в самой России, так и в граничащих с ней на востоке странах. Чтобы завоевать привлекательность среди читателей (журналистов, исследователей и т.д.), эксперты ЕС еженедельно разрабатывают привлекающие внимание материалы: по вторникам они выпускают так называемый журнал дезинформации, а по пятницам — обзор дезинформации, в который они включают пятничную шутку. Например, 14 октября в ней речь шла о мнимом опросе, согласно результатам которого российский президент Владимир Путин стал самым популярным кандидатом среди американцев, оставив позади Хиллари Клинтон и Дональда Трампа. «Должны ли мы испытывать беспокойство в связи с тем, что в комментариях к новости говорится, что количество перепостов (911) является неким знаком?», иронично задается вопросом автор заметки, чье имя, как и всех прочих авторов, не называется.

Чтобы не привлекать лишнего внимания, бюро работает, не имея собственного бюджета и штатных сотрудников. Оно подчиняется аудиовизуальной службе Европейского Совета и другим структурам дипломатической службы. Количество постоянных сотрудников — это чуть больше десяти человек, которым помогают дипломаты стран ЕС и 450 информаторов (журналистов, экспертов и ученых, работающих на добровольных началах), находящиеся в районах российского влияния и предупреждающих о распространяемой Кремлем лжи. В среднесрочной перспективе бюро рассчитывает расширить свою деятельность.

В соцсетях бюро публикует свои материалы под тем же самым именем: euvsdisinfo. У него уже более 13 тысяч подписчиков в Twitter и Facebook. Каждый месяц проводится оценка эффективности работы. В качестве примера того интереса, который вызывает ЕС среди русскоговорящего населения, источники привели переведенное на русский язык заявление Высокого представителя ЕС по вопросам внешней политики Федерики Могерини (Federica Mogherini), в котором она осуждает аннексию украинского полуострова Крым в марте 2014 года, собравшее рекордное количество просмотров. После появления русскоязычной версии сайта она стала второй по посещаемости после англоязычной.

В сердце Европы

Несмотря на эти достижения, эффективность данной контрпропаганды весьма ограниченна. По другую сторону барьера действуют крупные российские СМИ, которые тратят на эти цели как минимум миллиард евро и распространяют свои материалы во всех соседних странах, расположенных к востоку от России (в частности, на Украине, в Грузии и Молдавии), в самом Евросоюзе — в странах Прибалтики, Восточной Европы и все более интенсивно в самом сердце Европы.

Главная задача сейчас заключается в том, чтобы нейтрализовать этот вызов. Специалисты в области российской политики заявляют, что в целом ряде европейских эпизодов пропагандистское давление значительно возросло. Во-первых, произошедшая два года назад катастрофа лайнера Малазийских авиалиний, который следовал из Амстердама и был сбит во время пролета над восточной частью Украины. Официальное расследование пришло к выводу о том, что ракета, сбившая самолет, была доставлена из России, однако Москва это отрицает.

Еще большую тревогу вызвал резонанс, вызванный в Германии случаем с русской 13-летней девочкой, заявившей, что ее изнасиловали несколько мигрантов. Раздутый российскими СМИ случай оказался фальшивкой, однако в обстановке кризиса с беженцами сумел вызвать смятение. Но бюро контрпропаганды старается работать на опережение. «Чего ждать еще? Мы видели сюжет про избирательные бюллетени в США. Возможно для того, чтобы обвинить Хиллари Клинтон в попытке присвоить себе голоса избирателей», считают источники, к которым мы обратились.