Дональд Трамп прав, заявляя о том, что кто-то пытается манипулировать президентскими выборами в США, но это не Хиллари Клинтон. Этим занимается Кремль, и Трамп является его сообщником, осознает он это или нет.

Трамп лично повторил как минимум одно заявление, источником которого были кремлевские СМИ. Он извлек выгоду из действий связанных с Кремлем хакеров. Кроме того, есть данные, что уровень его поддержки в интернете поддерживается в том числе за счет связанных с Россией аккаунтов в социальных сетях.

Обвинения в адрес Google

Трамп уже давно говорит о том, что вся избирательная система направлена против него. Обычно его обвинения настолько всеобъемлющи, что довольно трудно сказать, что конкретно он имеет в виду — к примеру, критикуя «отвратительные и коррумпированные СМИ» или осуждая «100-процентно искаженную» систему праймериз.

Однако 28 сентября он выступил с гораздо более конкретным обвинением, заявив, что Google «отсеивает плохие новости о Хиллари Клинтон».

В сентябре предположения о том, что Google намеренно заминает негативную информацию о Клинтон, были высказаны сразу несколькими консервативными американскими СМИ, включая Breitbart, Infowars и Fox. Поэтому сейчас невозможно точно сказать, какое именно агентство стало источником такого высказывания Трампа.

Однако высказывая свои предположения, все они ссылались на один источник, а именно на эксклюзивную статью, написанную для агентства Sputnik психологом доктором Робертом Эпштейном (Robert Epstein) и опубликованную 12 сентября. «Было бы вполне разумно предположить, что сотрудники Google вручную отсеивают негативные поисковые подсказки, касающиеся Клинтон», — написал Эпштейн.

Самое удивительное в этом предположении Эпштейна заключается в том, насколько быстро оно распространилось, несмотря на его сомнительные корни. К публикации этой статьи в Sputnik, по всей видимости, его побудило видео, размещенное на канале SourceFed в YouTube в июне. В этом видео говорилось о статье в журнале, которая стала толчком к исследованию этой теории, проведенному в 2015 году, ведущим автором которого был — как вы уже, наверное, догадались — Роберт Эпштейн.


Результаты этого исследования были опубликованы в журнале PNAS, чья репутация в вопросе экспертных проверок публикуемых материалов не слишком безупречна. Как получилось, что статья сомнительного научного качества так широко обсуждается в СМИ?

Итак, толчком к публикации статьи Эпштейна в Sputnik стало видео, а одним из толчков для размещения этого видео стало исследование 2015 года, результаты которого были опубликованы в PNAS. Само по себе это не опровергает заявление Эпштейна в адрес Google (хотя позже это сделало издание Bloomberg), но это создает впечатление, что в научных кругах мнение Эпштейна никто не разделяет.

Еще одним странным обстоятельством является то, сколько раз Sputnik и канал RT упомянули об этой теории Эпштейна. За шесть месяцев до публикации его статьи в Sputnik, канал RT показал 10-минутное интервью с Эпштейном — тогда главным противником Клинтон был кандидат от Демократической партии Берни Сандрес (Bernie Sanders). Это интервью было классическим образцом специфического жанра RT, в рамках которого ведущий Афшин Раттанзи (Afshin Rattansi) вел себя так, будто все ничем не подкрепленные заявления Эпштейна уже давно были подтверждены: «Учитывая то, что Сандерс оторвался от Клинтон на 35% в Мичигане, положение Клинтон оказывается не таким уж прочным, не так ли?»

Репортеры RT снова взяли интервью у Эпштейна 8 апреля, озаглавив его: «Как Google украдет голоса на этих выборах». Затем репортеры Sputnik взяли у него интервью 13 мая, 12 августа и 3 сентября, то есть непосредственно перед публикацией статьи 12 сентября — и не только на английском, но и на испанском, итальянском, немецком, турецком, французском, японском и русском языках.

Коротко говоря, кремлевские СМИ продвигали идею Эпштейна об ангажированности Google как минимум полгода. И 28 сентября их усилия принесли свои плоды.

Мнение Ассанжа


Возвращаясь к видео на YouTube, исследование Эпштейна стало не единственным источником, на который ссылались его создатели. Второй источник — это статья, опубликованная в Belfast Telegraph 7 июня, то есть за два дня до выхода видео. В этой статье были приведены слова основателя WikiLeaks Джулиана Ассанжа (Julian Assange): «Компания Google напрямую вовлечена в предвыборную кампанию Хиллари Клинтон… Google очень тесно связана с властями в Вашингтоне».

© AP Photo, Kirsty Wigglesworth
Основатель WikiLeaks Джулиан Ассанж


В нападках Ассанжа в адрес Google нет ничего нового. Он начал обвинять бывшего главу Google Эрика Шмидта (Eric Schmidt) в том, что эта компания является инструментом Госдепартамента, еще в 2014 году. 30 октября 2015 года Ассанж заявил, что Google является «секретным оружием» Клинтон.

Однако цитата, приведенная в статье Belfast Telegraph, тоже выплыла на поверхность благодаря Sputnik. Ассанж выступал по видеосвязи на одной из московских конференций, организованных при поддержке Sputnik и RT компанией «Россия сегодня», которая является учредителем агентства Sputnik. Телеканал RT (где в 2012 году Ассанж выступил ведущим в 11 программах) выпустил 6 августа специальное интервью с Ассанжем, в котором тот попытался защитить Трампа от обвинений в предосудительных связях с Россией и обвинил в том же самом Клинтон.

И, разумеется, в июле сайт WikiLeaks спровоцировал политический хаос внутри Демократической партии, опубликовав украденные электронные письма членов национального комитета Демократической партии, а в октябре он нанес удар по репутации Клинтон, опубликовав электронные письма главы ее предвыборного штаба Джона Подесты (John Podesta).

Итак, как и в случае с Эпштейном, кремлевские пропагандистские СМИ предоставили Ассанжу платформу для его критики в адрес Клинтон и Google, а связанные с российским правительством хакеры предоставили WikiLeaks необходимые доказательства.

В игру вступают киборги

Кремлевские СМИ также обосновали заявление Трампа о том, что результаты выборов будут подделываться прямо в пунктах голосования. Две недели назад они сообщили, что США запретили наблюдателям из России присутствовать в пунктах голосования. RT и русскоязычные издания сослались на слова руководителя отдела по международным отношениям Центрального избирательного комитета России, заявившего, что такое решение США «напомнило ему о холодной войне». Позже Госдепартамент отверг эти заявления, назвав их «всего лишь уловкой RT», а издание Politico опровергло заявление России о том, что ее предложение прислать наблюдателей в отдельные штаты было отвергнуто «в самых жестких формулировках».

© AFP 2016, Stephen Maturen
В центре раннего голосования в Миннеаполисе, штат Миннесота


Это заявление Кремля, как оказалось, не смогло всерьез повлиять на ход предвыборных дебатов. Пользователи социальных сетей начали активно его высмеивать. Однако среди язвительных комментариев в соцсетях также мелькали гневные комментарии сторонников Трампа, а это доказывает, что репортажи RT действительно способны оказывать некоторое влияние.

Более того, социальные сети тоже превратились в площадку борьбы за влияние на выборах, и сейчас появляются признаки того, что Кремль, возможно, пытается воздействовать на ход этих споров при помощи сети фальшивых атоматизированных («боты») и полуавтоматизированных аккаунтов («киборги»).

Самым наглядным примером в этом смысле стал случай, когда Трамп зачитал отрывок украденного электронного письма, предположительно написанного советником Клинтон Сидни Блументалем (Sidney Blumenthal), в котором говорится, что она несет ответственность за смерть четырех американских дипломатов в Бенгази в 2011 году.

Однако эта цитата была на самом деле написана журналистом Newsweek Куртом Эйхенвальдом (Kurt Eichenwald), который позже опроверг заявление Трампа и продемонстрировать его связь со статьей Sputnik (которую уже удалили). Согласно статье Эйхенвальда, «американская разведка выяснила, что этот поддельный документ… сначала был изменен российским агентом, а затем слит в интернет через Reddit. Там его нашли и распространили далее в Твиттере в рамках скоординированной российской кампании».


Тот факт, что процитированное Трампом высказывание берет свое начало в российских источниках, пока не был подтвержден, и, учитывая непрозрачность аккаунтов в Твиттере, это вряд ли когда-либо случится. Однако в ходе исследования экспертам удалось найти тот аккаунт в Твиттере, с которого началось путешествие этой цитаты по сети, и ту сеть аккаунтов, которая ее распространила. Один из этих аккаунтов был ботом, несколько других — киборгами, а еще один аккаунт был подписан на аккаунты российского правительства и ряд других русскоязычных аккаунтов. Этого недостаточно, чтобы однозначно подтвердить заявление Эйхенвальда о том, что зачитанная Трампом цитата была распространена в рамках «скоординированной российской кампании», но эти данные и не опровергают его.

Между тем, если отвлечься от проблемы выявления действий ботов и киборгов, тенденция очевидна. Кремлевские СМИ и хакерские группировки обеспечивают Трампа необходимыми инструментами, которые Трамп и его сторонники активно используют. В этом смысле Кремль действительно пытается манипулировать президентскими выборами в США.

Бен Ниммо — аналитик, специализирующийся на изучении методов дезинформации и информационной войны. Прежде он работал журналистом агентства Deutsche Presse-Agentur, а с 2011 по 2014 год занимал должность пресс-секретаря НАТО, отвечавшего за отношения с Россией и Украиной. Он является старшим научным сотрудником лондонского Института государственного управления и Атлантического совета в Вашингтоне.