Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Нам нужна стратегия защиты

После кибератак на американскую избирательную систему Ангела Меркель не исключает, что Россия может организовать хакерские атаки на предвыборную кампанию в бундестаг. Как либеральные демократии могут защититься от авторитарных нападений?

© Fotolia / Tomasz ZajdaВзлом компьютерной системы
Взлом компьютерной системы
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Хакерские атаки на американскую избирательную систему не остались в прошлом. Вчера канцлер не исключила, что Россия при помощи кибератак может вмешаться в избирательную кампанию в бундестаг. Уже сегодня наблюдаются интернет-атаки и дезинформация из России, говорит Меркель. Ясно, что необходима обширная стратегия для ограничения авторитарного влияния.

Авторитарные государства используют слабости открытых обществ. А именно наши слишком послушные «поставщики» предоставляют площадку для нападений, к их числу относятся поставщики из сферы финансов, лоббистские компании и юридические фирмы. Хакерские атаки на американскую избирательную систему не остались в прошлом. Вчера канцлер не исключила, что Россия при помощи кибератак может вмешаться в избирательную кампанию в бундестаг. Уже сегодня наблюдаются интернет-атаки и дезинформация из России, говорит Меркель. Ясно, что необходима обширная стратегия для ограничения авторитарного влияния.

В то время как в США бушуют дебаты вокруг российских кибератак с целью оказания влияния на выборы, в прошлом месяце лидеры ЕС встретились в Брюсселе, чтобы обсудить проводимую Москвой кампанию пропаганды и дезинформации. «У нас нет инструментов, чтобы сконцентрироваться на этом», — пожаловался высокопоставленный чиновник ЕС на недостатки сотрудничества спецслужб. Чиновник прав, однако смысл происходящего намного глубже.

После окончания холодной войны либеральные демократии считались однозначной выигрышной моделью. Мы ожидали, что оставшиеся авторитарные системы в скором времени окажутся на свалке истории. Получилось иначе. Авторитарные системы, такие как Китай и Россия, не только стабилизировались, они используют высокоразвитые стратегии воздействия на либеральные демократии — когда они изнутри подвергаются нападениям со стороны популистских сил.

Этот обратный тренд настиг нас неожиданно. Нам сейчас не хватает подходящей перспективы, чтобы полностью осознать этот феномен и принять правильные ответные меры. Сейчас самое время это исправить. Для этого вначале необходимо разработать общий образец на первый взгляд различных сценариев развития. К ним относятся российские попытки при помощи полученной в результате хакерских атак и сфабрикованной информации дискредитировать американскую избирательную систему.


Попытки авторитарных телеканалов, таких как Russia Today или CCTV добраться до западной аудитории при помощи замаскированной под журналистику пропаганды (как, например, в случае «дела Лизы»), «закупки» стран Персидского Залива в западных университетах и аналитических институтах, покупка Анголой центральных медиа- и финансовых компаний в Португалии, финансирование Кремлем ультраправых сил, китайские закупки в стратегических секторах южно-европейских экономик. Все это не изолированные события, а часть макрофеномена авторитарного воздействия на либеральные демократии в Европе и США. Реализуются они при помощи переплетения действий правительственных сил, спецслужб, госкомпаний и государственных фондов, а также за счет богатых частных лиц с тесными связями с авторитарными режимами.

Если посмотреть на сложившуюся картину, можно прийти к выводу, что либеральным демократиям не удалось защитить свои основные институты от кибератак и инвестировать в меры по борьбе против авторитарной пропаганды (как в случае «дела Лизы»). Еще более решающим в успехе авторитарного воздействия являются западные поверенные, которые служат своего рода трансмиссией такого влияния. Западные банкиры, аудиторы, политики, советники по вопросам PR и адвокаты — все они стали неотъемлемыми «поставщиками» авторитарных государств.

Все они зарабатывают на том, чтобы предоставить авторитарным элитам доступ и повысить их статус. Пока что эти поставщики действуют как лоббисты, чтобы оказывать прямое влияние на политические решения. Внутренняя записка британского правительства 2015 года в отношении антироссийских санкций, отталкивавшаяся от убытков Лондона в качестве основной причины, только один пример такого развития. А Герхард Шредер выступает в роли «машины» в поддержку Кремля.

Мотивы поверенных выходят за рамки личной выгоды. Политики гражданского центра открылись авторитарным элитам. Примеры — навязчивые ухаживания Дэвида Кэмерона за китайским руководством или близкие отношения Саркози с Катаром и Ливией при Каддафи. Эти политики делают ставку на аморальный посыл по отношению к авторитарным системам. Панический поиск подходящей экономической роли для периода после Брексита усилит такие тренды в Великобритании. К тому же многие левые и правые популисты восхищаются авторитарными лидерами, такими как Путин.

Открытым обществам необходима обширная стратегия, чтобы оказать противодействие авторитарному влиянию. В качестве первого шага нам необходимо лучше защищать критическую инфраструктуру наших демократий. Партии, парламенты, люди, принимающие решения и другие институты — им нужна первоклассная киберзащита. Но и тогда хакерские атаки будут по отдельность успешными. Поэтому нам необходима более высокая общая степень сопротивления авторитарной пропаганде и компрометирующим операциям, чтобы не оказаться перед ними неподготовленными.

Во-вторых, нам нужно повысить расходы на западных поверенных и поставщиков авторитарных систем. В настоящее время им нечего бояться общественного мнения. Это нужно изменить за счет большей прозрачности и просвещения. Для этого необходима четкая картина авторитарных инвестиций и деловых отношений. Такие поставщики, которые борются за государственные заказы в ЕС и США, должны быть обязаны открывать информацию о всех текущих и имевшихся ранее деловых отношениях с клиентами из авторитарных государств.

Лоббисты клиентов из авторитарных государств должны зарегистрироваться как таковые. Точно также НПО, спортивные клубы, университеты, аналитические организации и партии должны сделать прозрачной любое финансирование за чет авторитарных государств и их посредников. Группы, придерживающиеся ценностей открытого общества, должны использовать эту информацию для создания большей чувствительности общественности.

Прозрачность сделает возможным проведение более активной публичной дискуссии, но только лишь этого недостаточно. В качестве продолжения нам необходимы убедительные меры в экономике и финансовом секторе. Запад должен остаться открытым для инвестиций, но должен поставить заслон авторитарным приобретениям (например, в сфере СМИ). Помощь западных финансовых институтов при отмывании денег авторитарных государств должна быть пресечена. Необходимо раскрыть скрытые структуры и другие излюбленные инструменты, которые используют авторитарные государства, чтобы скрыть свои вложения (например, в сфере недвижимости).

В связи с многочисленными глубокими политическими интересами борьба с авторитарным воздействием будет сложной — но от нее отступить нельзя. После окончания холодной войны либеральные демократии посчитали, что борьба за свободу и открытые общества произойдет, прежде всего, в авторитарных режимах или хрупких обществах на переходной стадии развития. Сегодня стало понятно, что решающий фронт борьбы за свободу находится здесь, в наших хрупких либеральных демократиях.