«Мы великие, потому что мы хорошие», — провозглашала Хиллари Клинтон в своих предвыборных речах. Она была госсекретарем, когда США и НАТО бомбили Ливию, и гражданская война уничтожила государство. Однако наш собственный добрый министр иностранных дел Вилли Сёвндаль (Villy Søvndal) после бомбардировок унюхал в Триполи запах расцветающей демократии!
Позиция Клинтон отображает западное высокомерие и всезнайство, а они породили проблемы, которые сегодня серьезно угрожают Европе. Аналогичное высокомерие лежало за миссией в Ираке, которая сделала страну неуправляемой и ликвидировала ее христианское население. Вмешательство в дела Сирии говорит само за себя. В Афганистане целью было уничтожение террористов и установление демократии, но не удалось сделать ни того, ни другого. Зато резко распространился исламский терроризм в Европе.
Наши двойные стандарты — важная причина сегодняшнего ухудшения отношений с Россией. В течение 20–25 лет мы были слепы и глухи к мнению России. Мы не хотели понимать, как слабая, униженная Россия может воспринимать нашу политику. После падения Советского Союза и исчезновения советской угрозы Служба внешней разведки датских вооруженных сил год за годом утверждала в своих отчетах, что военной угрозы против Дании больше нет. Но в то же время мы подстрекали НАТО к быстрому расширению на восток. Одно противоречило другому. В результате — хороших отношений с Россией, выстроенных после завершения холодной войны, больше нет.
Безусловно, мы должны поддерживать страны Прибалтики, которые сильно пострадали во времена советского тоталитарного коммунизма. Но ни США, ни НАТО не позаботились о том, чтобы объяснить свои действия и ответить на вопросы русских по принципам их политики.
Сказка об Украине
Что касается Украины, то была сконструирована сказка о борьбе добра со злом в лице России как средоточия варварства и бескультурья. Украина же якобы глубоко привержена европейской культуре. Еще в 2008 году мы легкомысленно намеревались начать переговоры о вступлении Украины в НАТО, хотя большинство украинцев и были против. Это могло привести к гражданской войне и расколу страны. Но политических идолов Запада на Украине тех времен уже забыли. Они были не настолько безупречны, чтобы это могло сыграть свою роль. А смена режима в Киеве в 2014 году оказалась мутным делом. Посольство США было напрямую замешано в незаконном и насильственном перевороте, когда свергли избранного народом президента. Переворот произошел после того, как с оппозицией подписали соглашение о новых выборах и создании новой украинской конституции.
Пожалуй, способ, которым Россия присоединила Крым, достоин осуждения. Надо было организовать референдум по всем правилам, и он бы все равно показал, что подавляющее большинство — за Россию, ведь Крым принадлежал ей 200 лет, а к Украине отошел лишь по глупой прихоти Никиты Хрущева в 1954 году. Другой вопрос, дала бы Украина согласие на такой референдум или нет. Разумеется, надо уважать ее территориальную целостность, но множество русских и православных граждан страны тоже заслуживают уважения, иначе кто захочет оставаться гражданином Украины. А теперь остается лишь устранять нанесенные повреждения.
Само собой, Запад не представляет опасности для России, несмотря на утверждения безумных российских идеологов. Но мы мерим всех разной мерой. Мы не ввели санкции против Турции, Китая, Саудовской Аравии, несмотря на их большие злодеяния. Вместо этого министр иностранных дел Дании в компании кронпринца отправился в поездку в Саудовскую Аравию. А Турция как можно скорее стремится стать членом ЕС.
Неумная критика Мари Краруп
Политика Запада в отношении России, мягко говоря, не безошибочна. Мы не следуем мудрым советам старого доброго Генри Киссинджера (Henry Kissinger) — избегать навязывать свою политику более слабому и униженному противнику. Большая политика — это не самодовольные демонстрации, а работа с целью уравновесить различные интересы и не усугубить обстановку.
Неумно изображать Мари Краруп из Датской народной партии полезным идиотом Москвы только за то, что она обращает внимание на несовершенство политики в отношении России, которое сопровождается преуменьшением весьма ощутимой угрозы Дании и Европе со стороны ислама. Мы ведем елейные речи о поддержке свободы слова и прочих благ, но похоже, что свобода слова действует только тогда, когда все говорят одно и то же!