Дональд Трамп ведет тяжелые бои с целью доказать другим мировым лидерам следующее — он знает, что он делает. Но у Соединенных Штатов существуют важные отношения, которые — на радость или горе — следующий президент, возможно, будет способен улучшить. Вот пять наиболее важных из них:
1. Россия Давайте начнем с очевидного. «Перезагрузка России» оказалась самым большим провалом в области внешней политики администрации Обамы. Обама и его госсекретарь Хиллари Клинтон не смогли осознать, что существует мало плюсов в противостоянии с Россией по вопросам, которые для русских являются значительно более важными, чем для американцев, и что конфликт с Россией ничего ценного для Соединенных Штатов не принесет. Это стало определяющим нарративом выборов 2016 года, которые проходили четыре года спустя после того, как Хиллари покинула Госдепартамент.
Путин теперь получает в лице Трампа человека, который считает, что Америка должна меньше делать в мире; человека, который считает, что американская исключительность не стоит ни цента больше того, что она может получить на открытом рынке.
Трамп без колебаний уступит Крым России и откажется от жесткой линии Обамы в отношении остальной части Украины. Трампа будут хвалить за то, что он ослабил напряженность в отношениях, которые двигались к опасной эскалационной спирали, особенно в киберпространстве.
2. Сирия Многие политические очки, которые Трамп может заработать и заработать быстро, будут получены не в результате решения сложных глобальных проблем, а в результате отказа от сражений, который не могут быть «выиграны». Трамп понимает, что сегодня для Соединенных Штатов невозможно вновь собрать вместе все части Сирии, если учитывать весь калейдоскоп интересов и игроков, которые уже находятся на земле. Вместо этого Трамп скажет, что его волнует только нанесение поражения ИГИЛ (запрещенная в России организация). Кроме того, он пообещает неустанно работать для достижения этой цели (Если вы не можете достичь какой-то цели, измените приоритеты).
Это в большей степени хорошая новость для русских, поскольку она позволяет Москве продолжить поддерживать режим Асада, своего самого верного союзника в этом регионе. Нельзя сказать, что это плохой результат — в таком случае вооруженный конфликт закончится быстрее, а за ним последует хрупкий мир.
3. Турция Еще одним сильным лидером, который будет рад увидеть президента Трампа в Овальном кабинете, является турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган. Он уже заявил о том, что президентство Трампа представляет собой «новую эру» американской демократии. В июле Трамп дал понять, что считает оправданным применение Эрдоганом после попытки государственного жестких мер в отношении журналистов и представителей академической сферы (более 40 тысяч человек на сегодняшний день задержаны или арестованы), и это желанное изменение длины шага в хоре западных лидеров, выступающих с его осуждением. Трамп вполне может экстрадировать смертельного врага Эрдогана Фетхуллаха Гюлена, тогда как Обама отказывается от подобного шага.
Отношение Турции с Россией значительно улучшились после инцидента в прошлом году со сбитым российским самолетом. С учетом возрастающего сотрудничества Трампа как с Путиным, так и Эрдоганом появляется возможность того, что улучшающиеся отношения между этими двумя соседними державами приведут к трехсторонней дискуссии. И тогда Дональд Трамп может стать миротворцем или, по крайней мере, выступить в роли стабилизатора в нестабильном регионе.
4. Япония Ситуация становится все сложнее с существующими союзниками, которых Трамп постоянно бросал под автобус по время своей кампании под лозунгом «Америка в первую очередь». Трамп, как известно, предположил, что Америке будет лучше, если Япония получит собственное ядерное оружие и не будет обеспечивать свою безопасность за счет американского аутсорсинга. Его представление о мире — как бизнесмена — основано на деловой практике. Но дело вот в чем — премьер-министр Японии Синдзо Абэ, в действительности, хочет иметь более мускулистую Японию. Япония в течение пяти лет подряд увеличивает свои военные расходы, хотя ее военный бюджет и продолжает оставаться меньше 1% ВВП.
Пользу от этого получает не Америка, а Япония. Китай с каждым днем становится все крупнее и мощнее, тогда как Америка все дальше отходит от разворота Обамы в сторону Азии. Абэ надеялся на то, что Транстихоокеанское партнерство привяжет Соединенные Штаты к этому региону. Как оказалось, это была попытка выдать желаемое за действительное. В этом отношении желание Японии взвалить на свои плечи больше ответственности в области безопасности прекрасно сочетается с намерениями Трампа.
5. Канада Трамп и канадский либеральный, молодой Джастин Трюдо, вероятно, представляют собой самую странную в истории пару, однако Трамп постоянно говорил о том, что он поддерживает идею строительства с Канадой трубопровода Keystone XL, от которого Обама отказался по экологическим соображениям. Одобрение проекта строительства трубопровода Keystone, как ожидается, позволит Соединенным Штатам создать 9 тысяч рабочих мест в строительной отрасли и добавить 3 миллиарда долларов к своему ВВП. Еще большей будет выгода для находящейся в сложном положении энергетической промышленности Канады. И Трюдо следует найти так можно больше общих позиций с Трампом. Соединенные Штаты являются крупнейшим торговым партнером Канады, и ежедневно канадско-американскую границу пересекают товары и услуги на сумму в 2 миллиарда долларов.
Более того, пятая часть экономики Канады зависит от экспорта в Соединенные Штаты. Конечно, все еще существует много вызовов относительно будущего американо-канадских отношений, принимая во внимание пылкую риторику Трампа по поводу торгового договора о зоне свободной торговли NAFTA. Но есть и пространство для сотрудничества. И, в основном, в этом пространстве возможностей Трамп как президент добьется успеха или потерпит неудачу. Это будут интересные четыре года.