За последние три месяца президентской гонки в США самые популярные информационные фальшивки в Фейсбуке привлекли к себе внимание большего количества читателей, чем новости ведущих изданий, таких как New York Times, Washington Post, Huffington Post, NBC News и т.д.

Анализ BuzzFeed News показал, что в эти критические месяцы предвыборной кампании 20 главных фальшивых новостей о выборах в чрезвычайно пристрастных блогах и на сайтах розыгрышей привели к появлению в Фейсбуке 8 711 000 комментариев, ответов в той или иной форме и отсылок через функцию «Поделиться».

За тот же период времени 20 самых популярных новостей о выборах с 19 ведущих информационных вебсайтов вызвали в Фейсбуке 7 367 000 комментариев, реакций и отсылок через функцию «Поделиться». (Этот анализ был сосредоточен на самых эффективных линк-постах обеих исследуемых групп изданий, но не на общей активности в Facebook.)

Ранее в ходе кампании главные новости ведущих СМИ легко обгоняли все те информационные «утки» о выборах, которые появлялись в Фейсбуке. Затем, когда до выборов стало оставаться все меньше времени, внимание к фальшивому контенту в Фейсбуке резко выросло и обогнало по численным показателям новости ведущих информационных изданий.

«Меня тревожит то, что Фейсбук почти ничего не делает для противодействия сфабрикованным новостям, — сказал профессор политологии из Дартмутского колледжа Брендан Найхан (Brendan Nyhan), занимающийся изучением политической дезинформации и проверки фактов. — Пусть эти новости и не изменили результаты голосования, но совершенно очевидно, что поддельные истории получили просто невероятное распространение в этой социальной сети. Фейсбук должен бороться с дезинформацией, а не поощрять ее».

Пресс-секретарь Фейсбука рассказал BuzzFeed News, что ведущие истории не отражают общую степень вовлеченности в эту сеть.

«У Фейсбука длинный хвост новостей, — заявил он. Может показаться, что главные новости привлекают большое внимание и обладают серьезной притягательной силой, но на самом деле, они представляют лишь ничтожную часть от общего объема».

По его словам, собственные видеоматериалы, живой контент и посты изображений из ведущих новостных изданий пользуются все большей популярностью в Фейсбуке.

Из 20 самых результативных фейков о выборах, выявленных в ходе анализа, только три были явно за Дональда Трампа и против Хиллари Клинтон. Две главные информационные фальшивки — это новость о том, что Клинтон продавала оружие ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в России — прим. ред.), и розыгрыш, авторы которого утверждали, будто папа римский выразил поддержку Трампу. Сайт удалил это сообщение после публикации данной статьи. Получившие в последние три месяца широкое распространение фальшивые новости, которые предположительно ущемляли интересы Трампа, это ложная ссылка на слова Майка Пенса о Мишель Обаме, ложное сообщение о том, как Ирландия принимает у себя американских беженцев, спасающихся от Трампа, и розыгрыш, в котором говорилось, будто певец Ру Пол (RuPaul) утверждал, что Трамп приставал к нему.

Эти аналитические данные показывают, насколько сильны и влиятельны фальшивые новости о выборах, опубликованные в Фейсбуке. Они появились как раз в тот момент, когда эта социальная сеть подвергается острой критике за то, что разрешила беспрепятственно размещать у себя ложную информацию во время президентской гонки. Руководитель компании Фейсбук Марк Цукерберг недавно сказал, что заявления о том, будто информационные вбросы на сайте Фейсбук повлияли на исход голосования, это «совершенно бредовая идея». Затем он написал: «Мы уже начали работу, которая позволит нашему сетевому сообществу сигнализировать о розыгрышах и фальшивых новостях, и сделать в этом направлении мы можем еще больше».

На этой неделе BuzzFeed News сообщил, что сотрудники Фейсбука сформировали рабочую группу для решения этих проблем. Один из сотрудников заявил: «Фальшивые новости на нашей платформе лились бурным потоком на всем протяжении избирательной кампании». Wall Street Journal также сообщила, что Google начнет удалять сайты с ложными новостями из своей рекламной программы AdSense. Вскоре за ним последовал Фейсбук.

Эти меры были приняты после того, как BuzzFeed News провел исследование и сделал вывод, что в сети Фейсбук очень много исключительно предвзятых страничек, а вебсайты стремительными темпами наращивают публикацию ложного или дезориентирующего контента — и в процессе этого существенно увеличивают вовлеченность своего сообщества. То же самое можно сказать о 100 с лишним американских сайтах о политике, которые, как удалось узнать BuzzFeed News, работают с территории Бывшей Югославской Республики Македония.

В результате проведенного анализа выяснилось, что македонские сайты опубликовали на тему выборов два ложных сообщения, и эти сообщения по своей результативности за последние три месяца кампании вошли в первую десятку. Conservative State опубликовал сообщение с ложной ссылкой на Клинтон, которая якобы сказала: «Мне хочется, чтобы такие люди как Трамп участвовали в борьбе за выборные должности. Они честные и неподкупные». Во втором информационном вбросе с македонского сайта утверждалось, что Клинтон вот-вот будет предъявлено судебное обвинение. В Фейсбуке на это сообщение было 149 тысяч откликов в той или иной форме.

Все информационные фальшивки, выявленные в анализе BuzzFeed News, появились либо на поддельных новостных сайтах, которые публикуют только розыгрыши и шутки, либо на исключительно тенденциозных сайтах, претендующих на то, что именно они представляют публике настоящие новости. Авторы исследования выявили только одну популярную фальшивку, появившуюся на таком тенденциозном сайте левого толка. Сайт Winning Democrats утверждал, что Ирландия начала принимать у себя анти-трамповских «беженцев» из США. В Фейсбуке на эту статью было более 810 тысяч откликов и реакций. Другое ирландское издание дало опровержение на эту тему. (На сайте LGBTQ также был один пост, в заголовке которого было использовано поддельное высказывание Трампа.)

Согласно данным анализа, еще одним активным источником популярных предвыборных новостей-фальшивок стали чрезмерно ангажированные сайты правых издателей.

Одним из примеров стал удивительно успешный, но абсолютно недостоверный сайт Ending the Fed. Он разместил у себя четыре из 10 главных фальшивых сообщений, выявленных в ходе анализа. Это новость о том, как папа поддержал кандидатуру Трампа, как Клинтон продавала оружие ИГИЛ, как ее признали непригодной к занятию государственных должностей, и как директор ФБР получил миллионы долларов от фонда Клинтон. Эти ложные истории за три месяца до дня голосования вызвали примерно 2 953 000 откликов и реакций в Фейсбуке.

В августе Ending the Fed обрел скандальную известность, когда Фейсбук в качестве главной трендовой темы разрекламировал новость о том, что Fox News увольняет журналистку Мегин Келли (Megyn Kelly).

Этот сайт, на котором нет ни имени владельца, ни имени редактора, не откликнулся на просьбу BuzzFeed News дать комментарий.

Как и некоторые другие чрезмерно тенденциозные сайты правого толка, набравшие много очков в Фейсбуке в этом избирательном сезоне, Ending the Fed это довольно молодой вебсайт. Доменное имя endingthefed.com было зарегистрировано лишь в марте. Но как отмечается в аналитическом исследовании BuzzFeed News, его информация по поводу выборов набрала больше откликов в Фейсбуке, чем сообщения из Washington Post и New York Times. Например, четыре главные истории Washington Post о выборах набрали в Фейсбуке примерно 2 774 000 откликов, то есть, почти на 180 тысяч меньше, чем четыре главные фальшивки Ending the Fed.

Если посмотреть на трафик Ending the Fed, становится ясно, что он начал быстро расти по мере приближения выборов. То же самое произошло с трафиком сайта Conservative State, который был зарегистрирован только в сентябре. Скачок трафика на этом сайте произошел почти мгновенно. Согласно оценкам, почти 30% трафика Conservative State идет через Фейсбук, и только 10% через Google.

Благодаря успеху на Фейсбуке резкий скачок трафика произошел не только у ненадежных и тенденциозных блогов, но и у сайтов информационных фальшивок. The Burrard Street Journal получил почти 380 тысяч откликов в Фейсбуке на свою информационную «утку» о том, как Обама якобы заявил, что не оставит свой пост в случае избрания Трампа. Новость была опубликована в сентябре, и примерно в это же время аналитики отметили заметное увеличение трафика у этого сайта.

Он тоже был зарегистрирован только в апреле текущего года. Издатель сайта не согласен с обвинениями в том, что его контент имеет целью вводить читателя в заблуждение. «The Burrard Street Journal сатирическое новостное издание, не делающее из этого никакой тайны и не предпринимающее никаких попыток ввести читателя в заблуждение», — заявил он BuzzFeed News.

Крупные новостные сайты также получают большой объем откликов и реакций в Фейсбуке за ссылки на свои сообщения о выборах. Но чтобы найти главные хиты на этих 19 ведущих сайтах, необходимо вернуться в начало 2016 года.

Три самые большие предвыборные сенсации появились в феврале, и возглавил их пост в блоге Huffington Post о Дональде Трампе, который получил в Фейсбуке 2 200 000 откликов и реакций. Самую результативную новость о выборах в Фейсбуке из числа 19 проанализированных изданий в том же месяце опубликовало CBS News. В Фейсбуке реакция на нее была весьма впечатляющей: 1,7 миллиона отсылок, откликов и комментариев. Самые результативные посты в Фейсбуке на информацию из ведущих изданий это мнения, а не информационные сообщения.

Если говорить о ведущих изданиях, то в заключительные три месяца гонки самой результативной оказалась Washington Post с 876 тысячами откликов и комментариев. Но по какой-то причине сайт Ending the Fed, работающий всего несколько месяцев, не имеющий истории в Фейсбуке и скорее всего, разрабатываемый небольшой группой людей, за тот же период умудрился получить больше откликов и реакций на свою фальшивую новость.

«Люди знают, что есть обеспокоенные сотрудники, которые видят в этом большую проблему, — заявил на этой неделе BuzzFeed News один из менеджеров Фейсбука. — Но похоже, те, кто принимает решения, относятся к этой обеспокоенности несерьезно».