Администрация Обамы уходит в отставку почти так же, как она пришла к власти, а именно: пытаясь извлечь выгоду из очевидных кризисов.


«Никто не захочет растрачивать серьезный кризис впустую», — сказал Рам Эмануэль (Rahm Emanuel), которого Обама назвал главой своей администрации, на конференции Wall Street Journal в ноябре 2008 года, когда его босс еще был избранным президентом. За этим последовала череда сомнительных с точки зрения конституции президентских распоряжений, чрезвычайных происшествий и поспешно принятых законов, которые стали визитной карточкой президентства Обамы. Сегодня он покидает свой пост, подписывая массу «полуночных законов» и приказов.


Один из законов, вызывающих наибольшую тревогу, был принят в прошлую пятницу. Он дает федеральному правительству право начать централизацию наших избирательных систем. В конституции США ясно сказано, что штаты имеют право устанавливать «время, способ и место проведения выборов».


Однако министр национальной безопасности США Джей Джонсон (Jeh Johnson) воспользовался публикацией доклада о хакерских атаках России на национальный комитет Демократической партии, чтобы объявить, что теперь местные системы голосования и системы голосования штатов будут считаться «элементами ключевой инфраструктуры», чтобы Министерство внутренней безопасности смогло защищать их от действий хакеров.


Его шаг, сделанный всего за 15 дней до ухода президента Обамы в отставку, заставил многих экспертов усомниться в разумности и конституционности этого решения. «Хотя федеральное правительство обладает общими полномочиями по защите национальной кибер-инфраструктуры, оно не может вмешиваться в сферы полномочий штатов в отсутствие четкого конституционного мандата», — сказал профессор права Калифорнийского университета Джон Ю (John Yoo) в интервью CNSNews. com.


«У федерального правительства нет права контролировать или обеспечивать безопасность выборов. Каждый штат самостоятельно организует собственные выборы, будучи ограниченным только прописанными в конституции механизмами защиты прав избирателей, — согласился Илья Шапиро (Illya Shapiro), старший научный сотрудник Института Катона. — Со стороны штатов было бы разумным попросить помощи у федерального правительства в этом вопросе, но, если какое-то федеральное агентство в одностороннем порядке начнет контролировать избирательный процесс в отдельных штатах, это станет опасным прецедентом».


Решение министра Джонсона вызвало негодование со стороны тех, кто лучше всего изучил особенности нашей избирательной системы, а именно со стороны 50 секретарей штатов, которые вместе с местными чиновниками заведуют процессом выборов. Даже сам Джонсон признал, что «многие из них выступили против этого решения».


Секретарь штата Джорджия Брайан Кемп (Brian Kemp) сказал мне в своем интервью, что Джонсон «использует безопасность в качестве предлога, чтобы подорвать основы конституции и заложить основание для вмешательства федерального правительства в избирательные системы штатов». Секретарь штата Вермонт Джим Кандос (Jim Candos) сказал в интервью изданию Politico, что этот шаг можно сравнить с «попыткой верблюда сунуть нос в палатку хозяина». Он добавил: «Я думаю, многих беспокоит то, что, когда федеральное правительство говорит: „Мы не слишком заинтересованы в том, чтобы это делать, но мы хотим дать вам вот это", — результат внезапно оказывается совершенно иным».


Причина, по которой чиновники местных органов и штатов выступают против захвата полномочий Обамой-Джонсоном, заключается в их убежденности в том, что децентрализованная избирательная система делает масштабные хакерские атаки практически невозможными. В ходе прошедшей недавно телефонной конференции министр Джонсон даже признал, что сейчас не существует сколько-нибудь серьезной угрозы успешной хакерской атаки, которая могла бы затронуть процесс голосования или подсчета голосов, несмотря на данные о взломе систем избирательных советов в Аризоне и Иллинойсе.


Эти системы — поддерживаемые правительствами штатов и округов — отделены от устройств для голосования, используемых в День выборов почти на почти 200 тысячах избирательных участков по всей стране. То же самое касается и устройств для подсчета голосов.


Хакерские атаки на системы Аризоны и Иллинойса, в ходе которых данные избирателей были скопированы, но не изменены, иллюстрируют опасности онлайн-регистрации избирателей, однако они не являются доказательствами уязвимости нашей системы подсчета голосов.


Вместо того чтобы усиливать контроль над избирательными системами, администрации Обамы стоило обратить больше внимания на то, что главе ее федерального Управления кадрами пришлось подать в отставку в июле прошлого года, после того как хакерам удалось похитить личные данные 21,5 миллиона действующих и бывших сотрудников федеральных агентств. Эти данные включали в себя адреса сотрудников, номера социальной страховки, финансовые данные, военные записи и данные о допуске к секретным материалам. Больше никто не понес наказание за эту утечку, несмотря на то, что управление игнорировало предупреждения о своей потенциальной уязвимости в течение нескольких месяцев.


Лично у меня вызывает массу подозрений тот факт, что администрация Обамы в свои последние дни у руля страны внезапно решила начать борьбу с предполагаемыми слабыми местами нашей избирательной системы. Все это очень похоже на повод для того, чтобы отобрать часть полномочий у властей штатов, и наводит на размышления о других решениях администрации касательно избирательного права: иски против законов об удостоверении личности избирателей, попытки помешать штатам получать доказательства гражданства людей, проходящих процедуру регистрации, и отказы привести в жизнь федеральные законы, требующие, чтобы штаты приводили в порядок списки избирателей, если они получают федеральные деньги за свою работу.